Фаина Мальцева. Федор Александрович Васильев
Помимо исполненного художником еще в 1870 году деревенского жанрового пейзажа под тем же названием «Оттепель», этот процесс творческих поисков нашел отражение в представленных в альбоме эскизах, различных по сюжету и степени приближения к композиции картины с ее почти трагической концепцией.
В образный строй «Оттепели» с самого начала уже был включен мотив залитой водой дороги с идущим по ней путником с ребенком. Этот же мотив остался стержневым и в заключительном строе конкурсной картины, но в отличие от эскизов он приобрел более действенную роль и в масштабности композиции, и в заостренности социально-критического содержания. В отличие от эскизов по-иному раскрывалось в картине и взятое за основу предвесеннее состояние природы.
Судя по тому значению, которое получил в эскизе эмоциональный строй самого пейзажа с его поэтической озаренностью предвесенним пробуждением природы, понятными становятся те изменения, которые вносились Васильевым в картину. Они подсказывались художнику ее идейным замыслом.
Появление картины «Оттепель» в год открытия первой передвижной выставки как бы естественно вводило Васильева в круг близких ему передовых художников.
Между тем в творческой жизни пейзажиста она оказалась рубежом, отделившим один период творчества от другого, уже связанного с его жизнью в Крыму. Сохраняя до конца жизни живой интерес к успехам передвижных выставок и чувство своей причастности к этому объединению художников, он все же в силу различных обстоятельств не смог участвовать ни в одной из двух передвижных выставок, открывшихся при его жизни.
По окончании картины «Оттепель», удостоенной на конкурсе первой премии, Васильевым было сделано ее повторение по заказу царского двора. Но как бы наперекор этим воодушевлявшим событиям жизнь художника почти с самого начала года была омрачена начавшимся у него заболеванием легких. С наступлением холодной петербургской весны процесс обострился, и явно выступили признаки развивавшегося туберкулеза, заставившего Васильева по настоянию врачей уехать из Петербурга в Крым.
Неизбежность отъезда отрывала его не только от родного дома, но и от мира близких ему художников и от начатых волжских картин - словом, от всего того, что наполняло его духовную жизнь. Удручающей могла быть и полная неизвестность ожидавших его условий жизни и течения болезни. Чужой еще для него была и природа Крыма.
На этом фоне более отрадной могла показаться тогда предоставленная ему возможность пожить вначале на Украине, в имении Строганова Хотень, где впервые он побывал еще осенью 1869 года при возвращении вместе с графом из Знаменского. Вторичный приезд в солнечную пору начала лета, возможно, на какое-то время улучшил состояние больного художника и вселил надежду на выздоровление.
Рабочий альбомчик стал заполняться натурными набросками окрестных деревенских мотивов. Наметились записи и планы будущих работ с особенно заинтересовавшими его сюжетами. Среди них не раз повторяются мотивы водяной мельницы, возможно, воспроизведенные им и в различного рода рисунках. Заготовлены были подрамники и холсты для живописных этюдов, а прекрасная солнечная природа с полями спеющей ржи и устремленными ввысь пирамидальными тополями как бы сулила ему увлеченность и радость творчества.
Душевное успокоение вносил, вероятно, в душу и обещанный приезд в Хотень Крамского, решившего вблизи украинской природы оканчивать свою картину «Русалки» (на сюжет из повести Н.В.Гоголя «Майская ночь»). Однако спустя полтора месяца в состоянии здоровья Васильева снова наступило ухудшение, заставившее его, не дождавшись приезда Крамского, уехать в Ялту, увезя, очевидно, с собой рабочий альбом и какие-то живописные этюды и рисунки.
К этой короткой по времени жизни на Украине предположительно можно отнести его пленэрный пейзаж «Рожь» с ветряными мельницами, «Тополя, освещенные солнцем», возможно, этюд к его будущей картине «Мокрый луг», неоконченный пейзаж «Деревья» и ряд дошедших до нас рисунков водяной мельницы, позднее использованных в работе над картиной.
Как ни трагично воспринималась им неизбежность переезда в Крым и неустроенность на первых порах условий жизни, они не смогли сломить в душе художника постоянного влечения к творчеству, окрасившего собой самый значительный этап его биографии. Необходимость напряженной работы, отразившейся в картинах и письмах, вызывалась и обстоятельствами жизни, заставлявшими поддерживать связь с субсидировавшим его Обществом поощрения художников.
Надеясь при его помощи и содействии уехать лечиться за границу, Васильев всячески старался напоминать о себе и по мере возможности принимать участие в конкурсах. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу.
Одна за другой исполнялись им заказные картины для президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, не приносившие ему, однако, ни радостей творчества, ни особых удач. Но как бы вопреки этой внешней стороне самых неблагоприятных обстоятельств в те же годы вынашивались Васильевым замыслы почти всех созданных им в Крыму произведений и вновь складывавшейся пейзажной концепции.
продолжение...
|