На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20

   
 
  
   

Картины Федора
Васильева



После дождя.
Проселок,
1867-1869


Волжские лагуны,
1870


Деревня,
1869

   
Фаина Мальцева. Федор Александрович Васильев

Судя по письму Васильева П.М.Третьякову от 29 июля 1872 года, среди начатых им девяти работ были выделены три на русские темы, что в большей мере и предопределяло необходимость их окончания (характерно, что приехавший в том же году в Ялту Третьяков еще не решился оставить за собой ни одну из увиденных им картин). Но была ли среди этих трех русских картин «Заброшенная мельница», остается неизвестным.
Ко всему этому присоединялось все усложнявшееся течение болезни, от которого зависела и реальная возможность работы над этими картинами, окончание которых Васильев мысленно связывал с возможностью выезда за границу в июле 1873 года. Неясным еще оставался вопрос о получении им от Академии художеств официально утвержденного звания художника. Все эти обстоятельства еще не разрушали надежду Васильева на их благоприятный исход, скорее мобилизовали его творческую волю. Сохранялась в его душе и та безмерная преданность поставленной цели, о которой так искренне и волнующе он писал Д.В.Григоровичу еще в период окончания работы над конкурсной картиной «В Крымских горах»: «Жизнь моя, Дмитрий Васильевич, жизнь незаурядная, текущая мелкой и спокойной струей по ровному ложу... Немногие бы на моей дороге удержались так долго, как я, немногие бы не испугались той огромной цели, которую я решил или достигнуть, или умереть, но умереть на этой дороге, ни на шаг не отступая в сторону».
Что же могли представлять собой эти ранее начатые картины на русские темы, сюжеты которых должны были так или иначе воссоздавать его воспоминание о пробуждающемся утре над болотистым местом? Помимо наиболее проработанной картины «Рассвет», в том же письме Васильева Третьякову от 29 июня 1872 года встречается упоминание об очень мало подвинутой картине «Утро», размеры которой точно совпадают с находящимся ныне в Государственном Русском музее пейзажем под тем же названием. Время ее окончания естественно связывается с последними работами художника, поскольку круг произведений, выполненных им в конце 1872 года, достаточно хорошо известен по письмам. Другим произведением, написанным, вероятно в тот краткий период рабочего состояния, была никогда не упоминавшаяся им в письмах небольшая картина «Заброшенная мельница», постоянно влекущая к себе не только умозрительным созерцанием возникавшего образа, но и практическими поисками его воссоздания в различного рода рисунках. В отличие от этих двух частично незаконченных картин пейзаж «Болото в лесу. Осень» остался в большей своей части прописанным лишь в центральной группе деревьев.

В основу композиции пейзажа «Утро» вошли натурные зарисовки какого-то конкретного мотива с едва намеченными очертаниями болотистой местности и идущим в дождливое утро охотником. Но и этого оказалось достаточно, чтобы вновь ожили в душе художника воспоминания об утре над болотистым местом. Общее впечатление от картины «Утро» создается ее необычной живописной структурой, объединяющей в себе активное участие цвета, включенного в тонально решенную светоцветовую гамму. В ней поражает красота тональной гармонии и само ощущение живого, как бы движущегося света, на глазах меняющего естественный природный цвет. Большую часть холста занимает изображение неба, затянутого у горизонта пепельно-сероватой тучей, над которой поднимается полоса утреннего солнечного света. Озарив небо и верхние неплотные облака, он окрасил золотисто-палевым цветом узкую полоску воды на заболоченной равнине, уходящей далеко к горизонту, и вся она кажется еще как будто затененной, но уже не бесцветной. По серо-коричневому подмалевку смело положены отдельные бесформенные, на первый взгляд, мазки зеленой, черной и коричневой краски. Как бы сплавленные друг с другом, они производят впечатление ожившей под светом заболоченной равнины, местами поросшей травой, местами болотными кочками с выступающими полосками воды. Причем здесь не столько заметно движение света, сколько ощутимо движение и изменение красок и их все возникающие сочетания, преобразившие внешне неприглядный однообразный облик равнины. Эта сложная живописная задача оказалась в картине не до конца решенной, что, возможно, и вызывает ощущение некоторой незавершенности замысла.
Среди всех работ, исполненных Васильевым в Крыму, «Заброшенная мельница» стоит особняком и кажется окруженной тайной, поскольку ни в одном из его писем мы не встречаем о ней какого-либо упоминания. Внешне также в чем-то незавершенная, эта картина в действительности далеко выходит своим содержанием за пределы конкретного сюжета и выражает скорее пережитые Васильевым чарующие впечатления от природы Украины с ее особенной по складу «поэтической душой».
Прошедшая мимо внимания современников на посмертной выставке Васильева в 1874 году, она воспринимается теперь как одно из самых высоких его свершений, выразивших главную цель стремлений - уметь «угадывать» и раскрывать в картине то, что может быть увидено художником лишь внутренним оком. Этим, вероятно, и объясняется долгий и сложный путь ее создания, отраженный в какой-то мере в исполненных им композиционных рисунках.
Хотя в содержание картины вошло уже то, что отличает образы воспоминаний от образов деятельного общения с природой, само вынашивание художником композиционного и живописного строя картины во многом корректировалось первичными его впечатлениями, а главное, мотивом, найденным в Хотени в летние месяцы 1871 года. Причем первые зарисовки в альбоме водяной мельницы и болота с ивами, сделанные с натуры в деревне Стецковка, точно фиксируют время начала работы - 23 июня 1871 года. Возможно, что этот мотив не только лично полюбился ему, но и как-то связывался с мыслью о предстоящей работе Крамского.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru