На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17

   
 
  
   

Картины Ивана
Шишкина



Утро в сосновом лесу,
1889


Полдень.
В окрестностях
Москвы,
1869


Среди долины
ровныя...,
1883

   
Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '

Глава третья - Произведения Шишкина 70-х годов

Несомненно, что работе над картиной предшествовал ряд этапов собирания подготовительного материала. Прежде чем перевести мотив на холст с эскиза, Шишкин исполнил его углем на картоне (Государственная Третьяковская галерея), доведя, таким образом, произведение до степени нужной ему законченности. В однотонном рисунке художник не только добивался нужных ему отношений освещенных первых планов к затененным глубинным планам, но и придавал каждому предмету максимум жизненных черт. Шишкин широко пользовался в данном случае не только линией, но и приемом наложения мягкой тушевкой общего тона, который помогал ему придать выразительность пластической форме Благодаря этому приему весь рисунок в целом приобрел общую тональность, среду, в которой изображенное воспринимается в единстве, не теряя в то же время своих характерных черт.
Что побуждало Шишкина прибегать к такой промежуточной стадии работы? Едва ли здесь была только оставшаяся от академического времени привычка. Следует более подробно остановиться на этом явлении потому, что оно было в творчестве Шишкина не частным и единичным случаем, но особенностью метода художника, который он, очевидно, широко применял в определенный период. Именно поэтому Шишкин настойчиво рекомендовал и своим ученикам пользоваться рисунком углем. «Прежде чем начать писать картину, - пишет Шишкин молодому художнику, обратившемуся к нему за советом, - обязательно сделать эскиз, в котором нужно стараться выразить приблизительно общий смысл и содержание картины. Сделать так же эскиз углем или карандашом - углем удобнее; чистый холст нужно покрыть углем и вытереть сухой тряпкой или мягкой щеткой, получится ровный тон; на нем и рисовать углем, снимая полутона растушкой и света мякишем черного хлеба. Тут все можно переделывать, переставлять, доискиваться эффектов освещения и, проделавши все это, уже переходить почти готовым к задуманной картине»»
Говоря о творческой эволюции Шишкина, не следует забывать» что творческая жизнь художника в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Шишкин, говоря о Крамском, открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние. В краткой биографии Шишкина, опубликованной после смерти художника и написанной А.Комаровой во многом со слов самого Шишкина, необычайно выразительно рассказано об отношении Шишкина к Крамскому: «...Кажется, ни один человек не имел на Ивана Ивановича такого сильного, долгого и благодетельного влияния, как Крамской; до самой своей смерти Иван Иванович всегда вспоминал о нем, когда затруднялся чем-нибудь в картинах или хотел знать беспристрастную оценку своих вещей. Он говорил, что со смертью Крамского он лишился незаменимого художественного критика, который всегда умел и ободрить, и остановить во время, и всегда указывал именно тот путь, по которому надо было идти. А на книгу писем Крамского Шишкин указывал молодым художникам как на евангелие по искусству». Это участие Крамского в творческой жизни Шишкина делает вдвойне интересными и значительными высказывания Крамского о творчестве Шишкина. Крамской, видя неуклонный творческий рост Шишкина с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была завоевана пейзажистом прежде всего в области этюда, т.е. в непосредственном общении с природой. Естественно, что эти завоевания, укрепляясь, становились достоянием и самой сложной и ответственной области живописи - картины.

В 1872 году в письмах к Васильеву из-под Луги (где Крамской и Шишкин жили вместе) Крамской часто писал о занятиях Шишкина этюдами. «Лучше я вам взамен рассуждений расскажу, что мы тут делаем» - пишет он Васильеву 20 августа. «Во-первых, Шишкин все молодеет, т.е. растет. Серьезно... А уж этюды, я вам доложу - просто хоть куда, и как я писал вам, совершенствуется в колорите». В то же время Крамской, со свойственной ему глубиной и широтой во взглядах на искусство, сразу же определил здоровую основу и сильные стороны шишкинского творчества и его огромные возможности. Уже в 1872 году в письме к Васильеву, Крамской, отмечая с суровой беспристрастностью некоторую ограниченность, присущую в то время творчеству Шишкина, сумел сразу же определить место и значение этого художника для русского искусства: «...Он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе до сих пор... Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие - мальчишки и щенки перед ним. Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа, но живая школа».
Лето 1873 года Крамской, Шишкин и Савицкий жили под Тулой, в старой заброшенной усадьбе в местечке Козловка-Засека. Крамской в письме к Васильеву описывает природу, останавливая внимание друга на окрестных пейзажах. «Кругом лес казенный, столетние дубы и прочее; воды немного, но есть, мельница водяная, прудик и все такое...». 1 августа Крамской пишет об их житье-бытье: «Иван Иванович пишет этюды, Савицкий начинает писать землекопов и страдать сильнейшей одышкой, а я ... седею и становлюсь пейзажистом, право так; ничего не делаю, кроме этюдов пейзажей, и если я когда жалею, что не пейзажист, так это теперь. Я бы написал кое-что, тут есть один лес, он в сумерках производит неотразимо-страшное впечатление. Лес липовый и дубовый лежит по обеим сторонам дороги, подбиваю Ивана Ивановича, да он как то все уклоняется, а жаль. Из этих скупых строк видно, что при всей большой дружбе Крамского и Шишкина, они шли разными путями, разного искали в природе и для каждого из них она открывала иные черты. И Шишкин, несмотря на весь авторитет и обаяние своего друга, в области искусства умел все-таки оставаться самим собой.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru