Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой "Мастера русского пейзажа"
Глава первая - Годы ученичества
Среди крупнейших мастеров русского национального пейзажа Иван Иванович Шишкин - наиболее любимый и популярный художник.
Наряду с Саврасовым, Шишкин выразил в своем искусстве основные положения демократической эстетики, под знаменем которых развернулось в 60-х годах движение идейно-реалистического искусства.
Свою принадлежность к представителям идейного реализма Шишкин доказал всей своей творческой жизнью и, в частности, тем, что с момента возникновения Товарищества Передвижных Художественных Выставок он стал в ряды его членов и участвовал своими лучшими произведениями на всех Передвижных выставках.
Уже в конце жизни (1896) в письме к В.М.Васнецову Шишкин признавался в том, что именно Товариществу и его идейной целеустремленности он обязан лучшими сторонами своего искусства.
Подобно многим русским художникам, Шишкин от природы обладал огромным талантом самородка. Он родился в 1832 году далеко от столицы, в маленьком старинном городке Елабуге на Каме, обитатели которого бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
На фоне дремотной жизни этого городка Иван Васильевич Шишкин, отец будущего художника, был человеком необычным.
Во многом похожий на провинциальных земляков, не получив в детстве систематического образования, почти самоучка, он умел наполнить свою жизнь самыми разносторонними интересами, далекими от узких и корыстных целей, которыми в большинстве случаев была наполнена жизнь зажиточных обитателей Елабуги.
Его интересовали и техника, и искусство, и современная ему общественная жизнь.
Он много читал, выписывал выходящие в столице журналы, общался с М.Е.Салтыковым-Щедриным, был знаком с археографом К.И.Невоструевым и А.Ф.Лихачевым, известным в то время ученым-археологом, сам исполнял по заданию Археологического Общества описание старинных памятников в Елабуге, оставил в рукописи автобиографические записки, а также «Записки достопримечательностей разных».
Полный самых разносторонних духовных интересов, старик Шишкин умел, очевидно, живо откликаться на волнующие вопросы, которыми жило тогда молодое поколение. Он же был первым, у кого юноша Шишкин нашел полную сочувствия поддержку в своих стремлениях к искусству.
В 1848 году И.И.Шишкин вышел из Казанской гимназии не закончив ее, и, живя в Елабуге, в доме отца, с большим увлечением отдался самостоятельным занятиям. В те годы, несомненно, и было положено начало формированию его художественных идеалов.
Он много читал, старательно записывал размышления об искусстве великих художников, интересовался профессиональными вопросами живописи, выписывал в свои тетради из энциклопедического лексикона значение неизвестных ему терминов и понятий.
Среди записей Шишкина (как отмечает племянница Шишкина А.Комарова) имеются описания особенно поразивших его мотивов родного пейзажа, а также описания природы, взятые из произведений русской литературы. Часто Шишкин переписывал статьи по искусству, появлявшиеся в журналах того времени.
В тетрадях Шишкина имеются статьи, выписанные из журнала «Отечественные Записки» и из «Литературной Газеты» 1840-х годов, встречаются переписанные биографии художников и изложение их художественных взглядов.
В самостоятельных занятиях прошли четыре года жизни в доме отца. У юноши зрело решение учиться живописи. В 1852 году родители Шишкина, видя столь ярко определившееся художественное дарование сына, решили отправить его в Москву.
В Училище Живописи и Ваяния на организованной тогда выставке были произведения Айвазовского и Лагорио - двух русских пейзажистов академической школы, находившихся в зените славы. Посещение этой выставки было для Шишкина первым знакомством с искусством пейзажной живописи.
Правда, он увидел в картинах сюжеты, мало похожие на образы его детских - впечатлений, связанных с природой елабужских окрестностей.
В августе того же года Шишкин был зачислен в ученики Московского Училища Живописи и Ваяния. Шишкин поселился в Харитоньевском переулке, у Марии Гавриловны Шмаровиной. Он жил в мезонине вместе с товарищем по Училищу Петрушей Крымовым (впоследствии отцом известного пейзажиста Н.П.Крымова).
Ближайшими товарищами Шишкина по Училищу были: В.Г.Перов, В.В.Пукирев, К.Е.Маковский, П.Я.Мелешев, И.Д.Нерадовский и др. Общение с друзьями вне классов проходило обычно в спорах и беседах об искусстве, в рисовании, в чтении книг, которые покупались по дешевке у Ильинских ворот.
С юных лет молодого живописца манила к себе русская природа, поэтому Шишкин, начав заниматься искусством пейзажа, вскоре отказался от подражания Лагорио и Айвазовскому.
Он, работая над изображением незатейливых видов Подмосковья, осваивал, в первую очередь, навыки и приемы, необходимые для пейзажиста. Однако, новое содержание в пейзажной живописи с трудом прокладывало себе дорогу.
Поэтому искусство пейзажа тогда казалось многим искусством, лишенным широкого будущего. Желание Шишкина стать пейзажистом не вызвало сочувствия ни среди его родных, ни среди земляков.
продолжение...
|