Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '
Глава шестая - Шишкин - офортист
Наряду с живописным наследием Шишкина, большим и значительным вкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являются также рисунки и многочисленные офорты, исполненные художником. Много и серьезно работая в области гравирования, Шишкин добился серьезных успехов и занял почетное место в истории русского офорта XIX века. Шишкину, прекрасному мастеру рисунка, было близко гравировальное искусство, требующее именно мастерства рисовальщика и большого композиционного дара.
Склонность к занятиям гравированием обнаружилась у Шишкина еще в бытность его воспитанником Московского Училища Живописи и Ваяния. Существует единственный отпечаток офорта «Горная дорога», подписанный «И.Ш.» (1853). Он воспроизводит, вероятно, какой-то чужой оригинал, но в манере исполнения уже чувствуется знакомство с правилами гравирования. К первым опытам молодого художника в литографии относятся исполненные им в академические годы по авторским наброскам 14 рисунков литографским карандашом на камне для книги А.В.Вышеславцева «Очерки пером и карандашем из кругосветного плавания (1857-1860)».
После того, как Шишкиным были исполнены в летние месяцы 1858 года блестящие рисунки, утвердившие за ним в Академии Художеств славу прекрасного рисовальщика, руководитель пейзажного класса профессор С.М.Воробьев посоветовал издать эти рисунки в альбоме литографий. Предложение профессора было, как видно, горячо принято. Вместе с Шишкиным над альбомом начали работать Гине и Джогин. И несмотря на то, что Академия отказала в средствах на издание, молодые художники в течение всего 1859 и начала 1860 года серьезно работали над литографиями, заручившись обещанием старшего брата И.И.Шишкина - Д.И.Шишкина изыскать им нужную сумму в уплату за печатание.
В 1861 году литографии Гине и Шишкина появились в «Русском Художественном Альбоме» вместе с литографиями В.Перова, А.Волкова, Н.Петрова и других. Из трех литографий Шишкина наиболее примечателен лист «Вечер». Это было первым выступлением Шишкина с крестьянской темой. В отличие от его других рисунков в этом альбоме, композиция листа «Вечер» проста и ясна. Художник изобразил деревенскую улицу с избами, крытыми тесом. Около дворов отдыхают крестьяне. Пастух гонит стадо овец.
На земле лежат длинные вечерние тени, на небе, покрытом грядами легких облаков, - молодой серп месяца. Мягкая линия рисунка отчетливо передает форму каждого предмета в ближних планах. Стоящее вдали дерево, легко намеченное в рисунке, как бы окутано воздухом. Хорошо передано небо, светлое у горизонта. В пейзаже много тонких черт, наблюденных художником в природе.
Овладев искусством гравирования, Шишкин не оставил его и в годы пенсионерства. В той же мастерской Коллера, где Шишкин занимался живописью, он совершенствовался и в области гравюры.
В 1868 году было издано шесть литографий Шишкина под общим названием «Этюды с натуры пером на камне». В первом выпуске «Художественного Автографа», изданном в Петербурге Артелью художников в 1869 году, появилась автолитография с картины Шишкина «Полдень», во втором выпуске (1870 года) - две литографии с рисунков пером: «Лесная глушь» и «Добыча». Оба эти рисунка, блестящие по мастерству исполнения, были на академической выставке.
В конце 60-х годов, поселившись в Петербурге и прочно войдя в семью передовых художников-реалистов, Шишкин, одновременно с живописью, начал систематически работать и в области офорта, а затем вступил в основанный по почину А.И.Сомова кружок аквафортистов.
Первый самостоятельный альбом офортов был издан Шишкиным в 1873 году. Гравюры представляли собою композиционные варианты известных его картин. Наиболее ярким примером является офорт «На порубке» (1873), композиция которого очень близка к картине «Рубка леса». В том же альбоме был тончайший по исполнению офорт «Лесные цветы», изображающий освещенные солнцем лесные цветы, разросшиеся около старого ветвистого дерева.
Через пять лет появился второй альбом офортов (25 листов) изданный самим Шишкиным при участии художника И.В.Волковского. В состав альбома вошел ряд первоклассных листов: «За ручьем», «Крестьянка, сходящая с лестницы», «На лесной меже» и другие.
Посвящая летнее время работе над этюдами, Шишкин по зимам продолжал усиленно заниматься офортом, часто воспроизводя мотивы своих летних этюдов. Можно сказать, что опыт Шишкина в работе над живописными этюдами бесконечно обогатил и его офорты. В этом плане особенно интересен изданный художником в 1886 году третей по счету альбом офортов, также заключающий в себе 25 листов. Некоторые листы художник печатал сам.
«Он не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности, - пишет издатель офортов Шишкина А.Ф.Маркс о подлинно творческом участии самого художника в издании альбома. - Шишкин рисовал на доске краской, клал новые тени... делал другие пятна, звезды, лунные блики. Весь в краске, возбужденный работой, сильный, уверенный, он являлся действительно большим мастером, и повторял собой столь дорогой тип великих мастеров былого времени». Действительно, преодолевая огромные трудности и совершенствуя свое мастерство, Шишкин как офортист представлял собою выдающееся явление.
Его офорты составляют как бы энциклопедию русского пейзажа и не в меньшей степени, чем живописные работы, показывают широту и многогранность его таланта. Многие листы даны в различных «состояниях». Это показывает, что Шишкин в каждом выбранном им сюжете добивался не только удачного разрешения своего оттиска, но прежде всего внутренней завершенности создаваемого им образа. В этом отношении ярким примером служит его офорт «В Крыму», изображающий горный пейзаж. Он имеет ряд последовательно выполненных досок одного и того же мотива, в которых художник искал путей к созданию обобщенного возвышенного образа. Среди выполненных Шишкиным офортов имеется и автопортрет художника (1886).
Вместе с юношескими автопортретами он значительно обогащает иконографию великого русского мастера. Знатоки и собиратели русской гравюры еще при жизни оценили талант Шишкина-гравера.
продолжение...
|