Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '
Глава третья - Произведения Шишкина 70-х годов
С основания Товарищества Передвижных Художественных выставок Шишкин до конца своей жизни оставался в числе его членов. К оценке творчества Шишкина, начиная с 70-х годов, следует подойти в свете тех художественных задач, которые входили в программу действий первого творческого объединения художников-реалистов.
Возникшее на рубеже 60-х и 70-х годов в атмосфере могучего идейного подъема искусства, оно было средоточием всех передовых устремлений в искусстве.
Начиная с первой Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста. Шишкин сумел остаться до конца художником последовательно принципиальным. Поэтому созданные Шишкиным картины позволяют поднять ряд общих вопросов о пейзаже-картине.
Произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи, и как этот подлинный художник-демократ хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния, за осуществление которых боролись в то время представители всей передовой демократической культуры.
Лето 1871 года Шишкин прожил на родине.
В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом Поощрения Художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии». Уже название позволяет связать это произведение с природой родного края, а время собирания материала - с летом 1871 года.
Имея ближайшим конкурентом молодого художника Федора Александровича Васильева, приславшего на конкурс картину «Мокрый луг», Шишкин получил первую премию, хотя за пейзажем Васильева члены жюри признавали и мастерство исполнения, и оригинальность, и глубину художественного образа. Картины Шишкина и Васильева были приобретены П.М.Третьяковым и вошли в состав его Галереи.
Крамской в письме от 10 апреля 1872 года, извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина «замечательнейшим произведением русской школы». В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно.
«Он [т.е. Шишкин], - пишет Крамской, - написал вещь хорошую до такой степени, что оставаясь все таки самим собой он еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи». В том же письме Крамской отзывается о художественных достоинствах данной картины:
«Картина имеет чрезвычайно внушительный вид: здоровая, крепкая и даже колоритная. Всего лучше вода и вся правая сторона, и что удивительно - небо действительно светлое и легкое небо. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись».
К оценке картины не раз прибегали современники художника, воспринимая ее как один из ярких образцов творчества художника на этом этапе. Наиболее интересное суждение о ней дает А.В.Прахов в своей статье, посвященной выставке, организованной в Академии Художеств в 1878 году. Среди других картин Шишкина была представлена и эта картина (вошедшая в каталог под названием «Сосновый бор»).
Прахов, рассматривая творчество Шишкина на фоне общего развития русской пейзажной живописи, выделяет в этом произведении, как и во всем творчестве Шишкина, его здоровую народную основу: «Сосновый бор» с парою медведей под сосною с бортью, останутся навсегда славным памятником этой деятельности, глубоко народной, здоровой, серьезной и суровой как сама северная природа».
«Шишкин, - пишет далее Прахов, - влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки и как любящий сын, дорожащий каждой морщиной на лице матери, он с сыновней преданностью, со всей суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии лесов все, все до последней мелочи с уменьем истинно классическим».
Таким образом, картина дала повод современникам поднять принципиальные вопросы, касающиеся особенностей творчества Шишкина.
Они увидели в этом пейзаже народную основу, которая заключалась прежде всего в самом отношении художника к изображаемому предмету. Шишкин избрал в природе мотив, который был близок и понятен простому человеку. Понятие о красоте он отождествлял здесь с понятием о полноте жизненных сил.
Шишкин стремился к максимальной простоте построения, сохраняя по-прежнему строгость в выборе изобразительных средств, чтобы избежать всего, что может придать картине внешнюю эффектность. Для того, чтобы быть еще более понятным, Шишкин обогатил свое произведение жизненными подробностями, введя, например, медведей под сосной с привязанным ульем.
Художник стремился наполнить восприятие пейзажа жизненными ассоциациями, близкими к народной жизни. Здесь сказались не только тонкая наблюдательность художника и знание повадок зверя, - здесь выражены и теплота и черты народного юмора, которыми так богата народная сказка.
В работе над этой картиной особенность метода Шишкина выразилась в желании раскрыть те черты жизни природы, которые не только дороги и близки ему, но и значительны своим объективным содержанием. Именно в этом он видел тогда и демократизм и общественное значение искусства.
И все то, что являлось сутью пейзажа, что положено было в основу картины, нашло, в первую очередь, выражение в композиции и характеристике отдельных предметов. Собственно живопись была тогда у Шишкина наиболее слабым местом.
В свете дальнейших завоеваний Шишкиным могучих средств колористической живописи, следует отметить, что в этой картине колорит пейзажа, хотя и близок к правде, но еще жёсток, и в передаче света художник не мог преодолеть условности и тяжести.
продолжение...
|