На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17

   
 
  
   

Картины Ивана
Шишкина



Утро в сосновом лесу,
1889


Полдень.
В окрестностях
Москвы,
1869


Среди долины
ровныя...,
1883

   
Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '

Глава пятая - Последнее десятилетие жизни

В седьмое десятилетие своей жизни Шишкин вступил еще полным творческих сил. В 1890 году на XVIII Передвижной выставке появилась его большая картина «Зима», которую художник исполнил частью по этюдам, частью по фотографии, сделанной для него его учеником. Но художник не ограничился ни этюдами, ни фотографиями, а в период всей работы над картиной ездил наблюдать зимний лес Я снежный покров в лесу в Мери-Хови. Картина была принята очень хорошо и получила высокую оценку в печати. С.Глаголь писал: «Обращаясь затем к пейзажу, прежде всего как и всегда приходится остановиться на царе леса И.И.Шишкине. Его «Зима в лесу» может быть поставлена наряду с лучшими его вещами. В его картине тот же эффект, что и в прошлогодних «Медведях»: лес темный на первом плане и освещенный солнцем в глубине, но на сей раз вместо розового летнего утра, перед вами холодный зимний день с таким же холодным зимним солнцем, переданным превосходно».
Создание в 1891 году такого совершенного произведения, как «В лесу Мордвиновой», являющегося собственно этюдом, написанным с натуры, ярче всего раскрывает творческие возможности художника. Весной 1891 года Шишкин поехал в Ораниенбаум, где и написал этюд мордвиновского парка («Старик в еловом лесу вечером»), этюд, редкий у Шишкина по мягкости тонов, с золотистым светом, идущим из глубины леса. Это произведение, проникнозенно воспроизводящее жизнь природы, исполненное с высоким живописным мастерством, несет в себе своеобразно выраженное лирическое содержание. Композиция его сохраняет спокойное равновесие всех частей и подчеркивает ритмическое чередование стволов высоких и стройных елей, уходящих в глубину леса.

Легкие просветы золотистого светлого неба, выступая сквозь ветви деревьев, усиливают темноту, царящую в чаще. Зеленоватая мшистость коры на деревьях, темные, почти черные ветви в глубине леса, молодое деревцо, с болезненно бледными листьями, растущее без солнца, зеленый мох вокруг деревьев на полянке переднего плана, - Все дано художником в обобщении и внутренне цельно. Картина эта невольно наводит на мысль, что Шишкину было близко душевное состояние старого лесника, который составляет с природой органичное целое. Кажется, что в облике этого человека, со спокойным взглядом, внешне очень крепкого, художник стремился дать образ, в некоторых чертах близкий к автопортрету.

Почти одновременно с этим произведением созданы две другие картины: «Дождь в дубовом лесу» (Государственная Третьяковская галерея) и «Летний день» (Государственная Третьяковская галерея). В композицию их введен человек, душевное состояние которого связано с общим эмоциональным характером пейзажа. Колорит, своеобразная роль, отведенная свету, живопись, тонко передающая состояние атмосферы, - все это говорит о том, что в творчество Шишкина по сравнению с 70-ми и даже 80-ми годами вошли новые черты, свидетельствующие об интересе к лирическому пейзажу. Содержание картин делает их созвучными русскому лирическому пейзажу, хотя обе оне во многом сохраняют все своеобразие шишкинского метода, чуждого всякой интимности и камерности.

Обе названные картины существенно отличаются друг от друга внутренним строем своих образов.
В 1890 году, в связи с предполагавшимся изданием сочинений Лермонтова, многие русские художники, в том числе и Шишкин, были привлечены к иллюстрированию лучших стихов поэта. Выбор Шишкина остановился на стихотворениях «На севере диком» и «Отчизна». Одновременно с исполненными им рисунками на мотив стихотворения «На севере диком» (Государственная Третьяковская галерея) у Шишкина родилась мысль запечатлеть тот же мотив и в живописи, использовав фотографию, сделанную для него учеником в Мери-Хови. Так появилась несколько условная по эффекту освещения картина «Сосна под снегом в лунную ночь» (Государственный Киевский музей украинского и русского искусства).

Гораздо сложнее и интереснее проходила у Шишкина работа над иллюстрацией к стихотворению «Отчизна». В образе родной природы, созданном Лермонтовым, он остановился именно на том, что было особенно близко его личным воспоминаниям о родине. Прекрасный большой рисунок, исполненный широкой и мягкой манерой, изображает ночь над полноводной рекой, разлившейся по лугам. В молчании спят темные леса по склону высокого берега. Лунный свет придает всему торжественность. Эпиграфом для рисунка художник взял строку «Разливы рек, подобные морям» из стихотворения Лермонтова, в котором, может быть, впервые был запечатлей в русской поэзии в подлинно народных чертах образ родной природы, столь близкой впоследствии русской демократической поэзии 60-х годов.

Но я люблю, за что не знаю сам,
Ее полей холодное молчанье,
Ее лесов дремучих колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.

Рисунок завершенностью композиции явно перерастает задачи иллюстрации. Этим не исчерпалось его обращение к образам, навеянным стихотворением Лермонтова. В 1895 году, появилось большое полотно «Кама», в котором он снова разрабатывал тот же мотив, что и в рисунке «Разливы рек, подобные морям». Судя по идее, вдохновившей художника, образ этой картины складывался как яркое и драгоценное воспоминание о родных местах. Но метод работы по воспоминаниям оказался неблагоприятным прежде всего для живописного решения всего произведения в целом.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru