Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '
Глава пятая - Последнее десятилетие жизни
В 1891 году в залах Академии Художеств Шишкин, совместно с Репиным, развернул персональную выставку составленную из этюдов, рисунков и офортов. Художник хотел показать все этапы своего творческого пути, начиная от ранних работ, еще слабых по мастерству, и кончая блестящими этюдами зрелого периода. Эти этюды, часто очень трудные по своим задачам, сгруппированные на выставке повремени их исполнения, наглядно демонстрировали поистине титаническую работу, проделанную художником. Академией было приобретено с выставки большое количество этюдов Шишкина и передано в художественные классы в качестве образцов.
Выставка вызвала оживленную дискуссию в печати. С резкой критикой выступила реакционная газета «Новое Время».
Сам Шишкин считал, что наиболее правильное понимание его творчества выражено художником А.А.Киселевым. Суть этой оценки заключалась в том, что Шишкин как пейзажист имеет свою ярко выраженную индивидуальность. «Физиономия г. Шишкина, как пейзажиста, вылилась в ярко очерченную форму, которой он никогда не изменял от начала и до конца своей деятельности. Он - реалист, убежденный, реалист до мозга костей, глубоко-чувствующий и горячо любящий красоту леса, как в его отдельных типичных особях, так и в массе». По мнению Киселева, Шишкин самостоятелен и индивидуален в манере своей живописи.
Автор считал недопустимым ставить развитие таланта Шишкина в связь с Каламом и его школой, как это попытался сделать в своей статье в «Новом Времени» А.А.Дьяков, подписавшийся псевдонимом «Житель». В его выпаде против Шишкина Киселев увидел резкий и враждебный выпад по адресу Товарищества Передвижных Художественных выставок, членом которого Шишкин состоял со дня его основания, и по адресу идеолога передвижников Стасова, и потому, вероятно, считал прямым долгом выступить с такой решительной статьей в печати.
Но в частном письме к Шишкину от 30 января 1892 года, наряду с очень высокой оценкой выставленных Шишкиным этюдов, Киселев откровенно высказывает и свое мнение и мнение товарищей-передвижников относительно устройства выставки в залах Академии Художеств.
«Выставка Ваших этюдов, - писал Киселев Шишкину, - было явление не заурядное, а, напротив, выдающееся со всех сторон: и для публики, и для художников, даже для товарищей. Публика и большая часть художников первый раз увидела Ваши этюды. Все, что любит искусство, должно было заинтересоваться этой выставкой в высшей степени. Одно то обстоятельство, что после долгих лет появления Вашего только среди передвижников, теперь совершенно самостоятельная выставка Ваша в Академии Художеств должна была вызвать во многих недоразумение и предположение о том, что Товарищество разрушилось или же, что Вы вышли из него.
Четвертивековая борьба Товарищества с Академией хорошо всем известна и многих интересует более чем вопросы искусства.
Наконец и сами члены Товарищества, имея именно это. в виду, разумеется, не могли совершенно сочувствовать появлению Вашей выставки в залах Академии, и, понятно, что должны были по-товарищески протестовать против Вашего выбора места для выставки, о чем и намекаете Вы (вероятно) в Ваших письмах ко мне. И, конечно, чем крупнее, чем кореннее член Товарищества, чем более он сросся с сутью жизни этой отважной горсти людей, сумевшей сберечь человеческий образ и человеческое отношение к своему делу среди безбрежного моря чиновно-звериного государства, тем менее желательно, чтобы этот член давал хоть малейший повод обществу думать, что Товарищество распадается...».
В действительности же, устроив в Академии Художеств свою персональную выставку в 1891 году и следующую - в 1893 году, Шишкин не рассматривал этот шаг, как акт разрыва с Товариществом. Он оставался до конца верным его идейным основам и продолжал выставлять свои большие картины на Передвижных выставках. И даже тот факт, что после проведенной в Академии Художеств реформы 1894 года Шишкин вместе с Репиным, Куинджи и В.Маковским вошел в состав ее профессоров, было бы неправильно рассматривать как измену Товариществу.
Для Шишкина приход в Академию Художеств не был изменой его твердым идейным принципам, но явился результатом искреннего побуждения передать молодому поколению русских художников драгоценный опыт долгих лет работы над созданием национального пейзажа.
Шишкин в своей педагогической практике стремился проводить те же принципы, которые сам когда-то положил в основу своего творчества. В архиве Шишкина сохранилась записанная А.Комаровой с его слов, черновая заметка под заглавием: «Что должен делать летом ученик Академии Художеств». Обращаясь к молодежи, Шишкин говорит о том, что «картина должна быть полной иллюзией, а это невозможно достигнуть без всестороннего изучения избранных мотивов, к которым художник чувствует наибольшее влечение, которые остались в его воспоминаниях детства, т.е. пейзаж должен быть не только национальным, но и местным».
В первую очередь он выделяет работу над этюдом. «В этюде должен быть тщательно передан один кусок натуры, со всеми подробностями, может быть лишними для картины, создавая которую художник невольно воспринимает только те предметы и тона, которые и составляют мотив, от присутствия которых зависит сила впечатления...». В зимних занятиях Шишкин большое место отводил работе над рисунком. Шишкин требовал зарисовок в альбоме всего того, что может послужить вспомогательным материалом в работе над картиной, начиная от чертежа общей композиции и кончая зарисовками деталей.
«Порукой всего сказанного будет мои долголетний опыт и все мое желание послужить родному пейзажу и, надеюсь, придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников».
Эти замечательные, поистине пророческие слова великого русского пейзажиста начинают сбываться в советском искусстве. Здесь нельзя не вспомнить и другую мысль Шишкина, исполненную горячей веры в родную страну. По свидетельству его биографа, Шишкин был убежден, «что в будущем придет художник (пейзажист), который сделает чудеса и что он будет русский, потому что Россия страна пейзажа». Живое и плодотворное общение выдающихся мастеров реалистической живописи, Репина, Шишкина и Куинджи, с молодежью, их искренние старания передать молодому поколению свой огромный художественный опыт слишком часто сталкивались с косностью царских чиновников, стоявших во главе Академии, принявших все преобразования и реформы лишь как неизбежный компромисс.
Это побудило в конце концов названных художников выйти из состава профессоров. Первым подал в 1895 году заявление об отставке Шишкин.
продолжение...
|