На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17

   
 
  
   

Картины Ивана
Шишкина



Утро в сосновом лесу,
1889


Полдень.
В окрестностях
Москвы,
1869


Среди долины
ровныя...,
1883

   
Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой "Мастера русского пейзажа"

Глава первая - Годы ученичества

Сохранилось письмо к Шишкину в Москву его приятеля по Елабуге, вышедшего из народа художника, Ивана Осоки на: «Любезный друг, Иван Иванович! ... Я надеюсь, что вы в рисовке много теперь успели. Но только вы пишете, что вы имеете склонность к ландшафтам. Это хорошо. Но к исторической живописи привыкать по моему лучше, потому что хотя и не быть знаменитым художником, можно жить хорошо и иметь более дела, а ландшафты мало принесут пользы в посредственном искусстве ... Вы ... только ... превозмогайте самих себя, чтобы лень и нерадение к делу не! превозмогли. Тогда через это выйдет дурно, если ослабнете в трудах. А должны непременно выучиться и показать родным и знакомым, что не попусту ездил. Не давать себя в насмешку другим, а показать себя твердым ... и будет пример другим и для себя приятным воспоминанием прежней жизни, то есть теперешней бедственной». Зная, с каким доверием относился юноша Шишкин к Осокину, человеку с большим природным талантом, но неудачнику в жизни, можно думать, что многие слова из письма Осокина глубоко запали ему в душу. Твердо решившись идти по выбранному им пути, Шишкин с огромным упорством, усердием и страстью весь отдался пейзажной живописи.
В Училище Шишкин пробыл до 1856 года, оставаясь до конца учебного курса верным и любимым учеником А.Н.Мокрицкого. На первый взгляд может показаться даже странным, как мог Мокрицкий взять на себя задачу подготовить из Шишкина пейзажиста. И лишь вспоминая о юности самого Мокрицкого, о его серьезном влечении к этому виду живописи, на овладение которым он положил немало трудов, мы совершенно по-иному начинаем воспринимать его нежную, почти отеческую заботу о воспитании молодого Шишкина. Для Мокрицкого Шишкин был больше, чем одним из многих воспитанников Училища. Своей жаждой знаний, любовью к природе и настойчивостью в достижении намеченной цели молодой самородок, вероятно, сумел пробудить в душе Мокрицкого его несбывшиеся юношеские мечты и надежды, осуществления которых он мог теперь ждать лишь от своего ученика. По признанию Перова, сотоварища Шишкина по Училищу, Мокрицкий «очень благотворно влиял на некоторых учеников и в особенности на нашего известного профессора пейзажной живописи - И.И.Шишкина...».
Судя по отдельным высказываниям и отчетам Мокрицкого по Училищу Живописи и Ваяния, видно, что в основу его собственной педагогической программы им была положена система, заимствованная у Венецианова. В классных занятиях с учениками Мокрицкий ставил рисунок выше живописи, так как только в нем он видел прочную основу для дальнейшего развития мастерства. Уже самый перечень классных работ учеников Мокрицкого, в том числе и Шишкина, очень убедительно и красноречиво говорит о том, в какую сторону Мокрицкий развивал их талант. Из ученических работ Шишкина безусловный интерес представляет написанная им в натурном классе акварель на бытовую тему. В ней Шишкин дает почти жанровую сцену «Крестьянин и разносчик», очень близкую по характеристике персонажен к типам венециановской школы. Затем есть указания на то, что по предложению Мокрицкого Шишкин писал масляными красками «Комнаты в квартире А.Н.Мокрицкого», т.е. разрабатывал типично венециановскую тему интерьера. Наконец, от ученических лет осталась у Шишкина прекрасная коллекция этюдов растений, исполнение которых требовало пристального изучения натуры и анализа каждой формы художником, одновременно являющимся как бы ученым исследователем, естествоиспытателем.
Отчеты Мокрицкого о занятиях Шишкина дополняют наше представление о годах его учения. Так, в рапорте за 1854 год Мокрицкий выделяет Шишкина, как наиболее талантливого ученика: «...представляю на вид Совету ученика Шишкина. Примерным прилежанием и точным исполнением моих требований в короткое время оказал большие успехи в рисовании и, несмотря на весьма ограниченные средства к существованию, постоянно посещает классы. Прошлое лето занимался рисованием пейзажных этюдов, писал красками с натуры, нынче начал с успехом писать головы, рисует в натурном классе». Небольшой автопортрет 1854 года (Государственный Русский музей), написанный Шишкиным старательно, но не сухо, показывает, что юный художник уже достаточно прочно усвоил основы рисунка с натуры. Рапорт Мокрицкого в 1856 году снова почти целиком посвящен занятиям с Шишкиным: «Шишкин весьма прилежно занимался в натурном классе, много рисовал с пейзажных этюдов Куанье, писал с большим успехом с натуры, нарисовал прекрасную коллекцию этюдов растений с натуры и вообще занятиями своими и любовью к искусству подавал большие надежды. В конце января нынешнего года Шишкин уехал в Петербург и поступил в Академию Художеств».

Годы пребывания в стенах Московского Училища Живописи и Ваяния оставили в жизни Шишкина глубокий след. В уже упоминавшейся рукописной биографии Шишкина, написанной Комаровой, имеются указания, что даже альбом и записные книжки молодого художника, относящиеся к этому времени, дают представление о том, как разительно менялись в Училище художественные интересы Шишкина. Вначале среди набросков пейзажей в духе Айвазовского или Лагорио вдруг неожиданно появлялись зарисовки интерьера и выразительные наброски жанровых сценок, сделанные с натуры на улице; эти мотивы были вытеснены рисунками пейзажа, исполненными в московских окрестностях. «На всех рисунках с гипсов, сделанных в школе, вся подкладка бывала также изрисована пейзажами, которые удивляли товарищей, и мало по малу вся школа узнала, что он новичок, приехавший чуть не из Сибири, рисует такие виды и ландшафты, каких никто еще не рисовал до него - просто поле, лес, реки, и у него они выходят так же красивы, как и швейцарские виды». Соответственно этому менялись, очевидно, и взгляды Шишкина на искусство. И на смену непоколебимому авторитету Брюллова, мысли которого почтительно выписывал Шишкин еще в юношеские тетради в Елабуге перед поступлением в Училище, он все чаще и чаще решается высказывать собственные мысли об искусстве пейзажа, весьма далекие от воззрений романтиков.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru