На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17

   
 
  
   

Картины Ивана
Шишкина



Утро в сосновом лесу,
1889


Полдень.
В окрестностях
Москвы,
1869


Среди долины
ровныя...,
1883

   
Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '

Глава первая - Годы ученичества

«Одно только безусловное подражание природе, - записывает он, - может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, - вследствие чего картина с натуры должна быть без фантазии ... Природу должно искать во всей ее простоте, - рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы».
Шишкин приехал в Петербург 28 января 1856 года и тотчас начал хлопоты о поступлении в Академию Художеств, которая представлялась ему, как он сам писал об этом родителям, учреждением «величавым, массивным», охраняющим незыблемо строгие правила и порядки. Поступление в Академию Художеств» прошло довольно легко, и представленные Шишкиным на отзыв профессору С.М.Воробьеву рисунки удовлетворили требованиям строгого профессора. Поступив в Академию Художеств, Шишкин вновь с большим рвением отдался своим занятиям. И так же, как в Москве, его особенно привлекала область рисунка. Шишкин писал родителям пространные письма о своих успехах и неудачах, делился впечатлениями, которые приносила ему жизнь в Петербурге. Из этих писем видно, сколько горьких разочарований переживал он порой, сталкиваясь с миром чиновников в Академии Художеств, встречая в окружающих его людях холодное равнодушие и надменное презрение к скромному и бедно одетому человеку из провинции. Он искал для себя опоры и внутреннего успокоения в письмах родителей, так как через них сохранялась связь с миром светлых впечатлений детства. «Первое письмо ваше, - пишет он в 1856 году, - ...мне как бы непосредственно открыло круг знакомый и родной, и я тогда не был один в столь далекой стране, да и в стране такой, где не верят почти никаким чувствам, души здешних обитателей такие же черствые и холодные, как и самый климат».

Летом 1856 года Шишкин работал в окрестностях Петербурга. По предписанию Совета Академии он должен был писать с натуры природу на берегу Финского залива, в месте, называемом «Лисий нос». Представленные им в Совет две картины, написанные на основании летних этюдов, до нас не дошли. Но одна из этих картин, названная самим Шишкиным «Полдень теплого дня», упоминается в письме к брату Дмитрию Ивановичу: «В ней нужно было выразить теплоту воздуха и прозрачность его, влияние солнца на предметы - верность, сходство, портретность изображаемой природы - и передать жизнь жарко дышащей натуры. Исполнил по мере сил... недурно». По окончании экзаменов, прошедших для Шишкина с большим успехом (он получил первую академическую награду - малую серебряную медаль), он начал себя чувствовать более уверенно в занятиях искусством. Лето 1857 года Шишкин провел под Сестрорецком, в деревне Дубки. Это место для работы также было определено Советом Академии Художеств. Сюда же под наблюдение к Шишкину были отправлены два других воспитанника Академии, только что начавшие свои занятия в пейзажном классе. Вместе с Шишкиным в Дубках работал молодой академист А.В.Гине. Впечатления от окружающей природы были, очевидно, настолько сильны, что вытеснили надолго потребность в письмах к родным. В письме, написанном после большого перерыва, Шишкин сообщает что «занимался все лето что называется с ожесточением». Он описывает то основное в окружающем пейзаже, что особенно поразило его воображение: «Место чудное, лес из дубов, саженный Петром Великим на берегу моря; и есть отмеченные, которые им собственно посажены, - колоссальные дубы».

На экзамен в декабре 1857 года Шишкин представил только четыре рисунка на пейзажные темы, но мастерством их исполнения обратил на себя внимание всех членов Совета Академии Художеств. В жизни пейзажного класса Академии это было событие, настолько выдающееся и исключительное, что Советом было постановлено, чтобы впредь каждый из учеников-пейзажистов в каждую треть года представлял подобного рода рисунки. Очевидно, одним из этих рисунков является пейзаж «Дубки» (Государственная Третьяковская галерея). Он исполнен итальянским карандашем, растушкой и чуть тронут белилами. Художник изображает лес на берегу залива. С большим мастерством переданы старые деревья с раскидистой кроной. Около них - ствол и вывороченные корни спиленного засохшего дерева, рисунок которого поражает исключительной законченностью и виртуозностью отделки. В противоположность этому задний план дан очень суммарно. Шишкин сознательно стремился придать всему мотиву характер несколько романтичный, усиливая в рисунке именно те черты, которые сообщают всей композиции в целом нужную «картинность». Он искал свободной и плавной линии в деревьях переднего плана, придал подчеркнутую выразительность небу и заботился, как видно, не только о близости к натуре, но и о том, чтобы удовлетворить требования Совета Академии Художеств. Романтические черты, особенно заметные в этом рисунке, выступают и в других академических работах Шишкина. Они явились, несомненно, данью господствовавшей в Академии Художеств традиции, которая пронизывала собой всю систему преподавания.
В 1858 году Совет Академии Художеств направил Шишкина на остров Валаам. К академической выставке, которая должна была быть в марте 1859 года, им была исполнена картина, написанная на основании летних этюдов. В письме к родителям от 26 октября 1858 года он послал маленький карандашный набросок композиции этой картины, изображающей «Одно из ущелий Валаама». Картина не сохранилась, но о ней можно составить некоторое представление на основе данного рисунка. Он изображает узкий залив озера, заключенный между высокими отвесными берегами. Среди скалистых камней поднимаются одинокие деревья. На берегу фигуры людей.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru