Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '
Глава первая - Годы ученичества
«Одно только безусловное подражание природе, - записывает он, - может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, - вследствие чего картина с натуры должна быть без фантазии ... Природу должно искать во всей ее простоте, - рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы».
Шишкин приехал в Петербург 28 января 1856 года и тотчас начал хлопоты о поступлении в Академию Художеств, которая представлялась ему, как он сам писал об этом родителям, учреждением «величавым, массивным», охраняющим незыблемо строгие правила и порядки. Поступление в Академию Художеств» прошло довольно легко, и представленные Шишкиным на отзыв профессору С.М.Воробьеву рисунки удовлетворили требованиям строгого профессора.
Поступив в Академию Художеств, Шишкин вновь с большим рвением отдался своим занятиям. И так же, как в Москве, его особенно привлекала область рисунка.
Шишкин писал родителям пространные письма о своих успехах и неудачах, делился впечатлениями, которые приносила ему жизнь в Петербурге. Из этих писем видно, сколько горьких разочарований переживал он порой, сталкиваясь с миром чиновников в Академии Художеств, встречая в окружающих его людях холодное равнодушие и надменное презрение к скромному и бедно одетому человеку из провинции.
Он искал для себя опоры и внутреннего успокоения в письмах родителей, так как через них сохранялась связь с миром светлых впечатлений детства.
«Первое письмо ваше, - пишет он в 1856 году, - ...мне как бы непосредственно открыло круг знакомый и родной, и я тогда не был один в столь далекой стране, да и в стране такой, где не верят почти никаким чувствам, души здешних обитателей такие же черствые и холодные, как и самый климат».
Летом 1856 года Шишкин работал в окрестностях Петербурга. По предписанию Совета Академии он должен был писать с натуры природу на берегу Финского залива, в месте, называемом «Лисий нос».
Представленные им в Совет две картины, написанные на основании летних этюдов, до нас не дошли. Но одна из этих картин, названная самим Шишкиным «Полдень теплого дня», упоминается в письме к брату Дмитрию Ивановичу: «В ней нужно было выразить теплоту воздуха и прозрачность его, влияние солнца на предметы - верность, сходство, портретность изображаемой природы - и передать жизнь жарко дышащей натуры.
Исполнил по мере сил... недурно».
По окончании экзаменов, прошедших для Шишкина с большим успехом (он получил первую академическую награду - малую серебряную медаль), он начал себя чувствовать более уверенно в занятиях искусством.
Лето 1857 года Шишкин провел под Сестрорецком, в деревне Дубки. Это место для работы также было определено Советом Академии Художеств. Сюда же под наблюдение к Шишкину были отправлены два других воспитанника Академии, только что начавшие свои занятия в пейзажном классе. Вместе с Шишкиным в Дубках работал молодой академист А.В.Гине.
Впечатления от окружающей природы были, очевидно, настолько сильны, что вытеснили надолго потребность в письмах к родным. В письме, написанном после большого перерыва, Шишкин сообщает что «занимался все лето что называется с ожесточением». Он описывает то основное в окружающем пейзаже, что особенно поразило его воображение:
«Место чудное, лес из дубов, саженный Петром Великим на берегу моря; и есть отмеченные, которые им собственно посажены, - колоссальные дубы».
На экзамен в декабре 1857 года Шишкин представил только четыре рисунка на пейзажные темы, но мастерством их исполнения обратил на себя внимание всех членов Совета Академии Художеств. В жизни пейзажного класса Академии это было событие, настолько выдающееся и исключительное, что Советом было постановлено, чтобы впредь каждый из учеников-пейзажистов в каждую треть года представлял подобного рода рисунки.
Очевидно, одним из этих рисунков является пейзаж «Дубки» (Государственная Третьяковская галерея). Он исполнен итальянским карандашем, растушкой и чуть тронут белилами. Художник изображает лес на берегу залива. С большим мастерством переданы старые деревья с раскидистой кроной.
Около них - ствол и вывороченные корни спиленного засохшего дерева, рисунок которого поражает исключительной законченностью и виртуозностью отделки. В противоположность этому задний план дан очень суммарно. Шишкин сознательно стремился придать всему мотиву характер несколько романтичный, усиливая в рисунке именно те черты, которые сообщают всей композиции в целом нужную «картинность».
Он искал свободной и плавной линии в деревьях переднего плана, придал подчеркнутую выразительность небу и заботился, как видно, не только о близости к натуре, но и о том, чтобы удовлетворить требования Совета Академии Художеств.
Романтические черты, особенно заметные в этом рисунке, выступают и в других академических работах Шишкина. Они явились, несомненно, данью господствовавшей в Академии Художеств традиции, которая пронизывала собой всю систему преподавания.
В 1858 году Совет Академии Художеств направил Шишкина на остров Валаам. К академической выставке, которая должна была быть в марте 1859 года, им была исполнена картина, написанная на основании летних этюдов. В письме к родителям от 26 октября 1858 года он послал маленький карандашный набросок композиции этой картины, изображающей «Одно из ущелий Валаама».
Картина не сохранилась, но о ней можно составить некоторое представление на основе данного рисунка. Он изображает узкий залив озера, заключенный между высокими отвесными берегами. Среди скалистых камней поднимаются одинокие деревья. На берегу фигуры людей.
продолжение...
|