Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '
Глава четвертая - Зрелый период творчества
На XII Передвижной выставке 1884 года Шишкин выступил снова с рядом картин. Особенное внимание обращали на себя картины «Лесные дали» и «Последний лист». В картине «Лесные дали» далеко не всеми современниками были оценены по-настоящему те новые черты и завоевания, которые обнаружил здесь Шишкин в изображении необычного для него мотива природы, хотя многие и выступали с похвалой по адресу художника.
В.В.Стасов в своем обзоре XII выставки, отводя довольно много места произведениям пейзажной живописи, ограничился краткой и сдержанной оценкой этой картины.
В картине «Лесные дали» Шишкиным раскрыта особенная, величаво-спокойная красота природы лесного края. Дальние планы с лесными массивами открываются перед глазами художника с высокой горы. Среди темной зелени, оживляя пейзаж, светлеет пятно лесного озерца или излучины реки. Выбранная художником точка зрения делает его задачу одновременно и очень трудной и особенно интересной, так как требует изображения сложного по рисунку и по колориту зеленого массива, образуемого густолистыми пушистыми кронами. В картине очень четко определены пространственные планы, которые номере удаления к горизонту приобретают все более суммарные очертания.
Огромной удачей художника является колорит картины, при помощи которого он передает и зелень деревьев, и легкую дымку утреннего тумана, окутывающего дали и объединяющего все разрозненные цвета.
Восьмидесятые годы дают еще одно капитальное творение Шишкина - его большую картину «Дубовая роща». По своему содержанию это произведение - одно из наиболее сильных в творчестве художника. Шишкин предварительно создал ряд этюдов с натуры. Два из них являются этюдами для левой части картины, где все пространство заполняют собой три могучих дуба с широко раскинувшимися по сторонам корявыми крепкими ветвями. Каждый из них уже в этюде получает свой портретный образ. «Портретные» черты дубов кажутся особенно выразительными в силу того, что они несут в себе глубокий след жизни, прожитой этими могучими «патриархами лесов».
Изборожденные глубокими морщинами, но-сохраняющие былую красоту стволы этих дубов подобны лицам древних людей. Они выступают среди окружающих их более молодых деревьев как из глубины веков, словно свидетели жизни прошедших времен. Создавая картину, Шишкин строил композицию так, что - образ в целом получал ярко выраженные черты монументальности. Глядя на это произведение, нельзя не вспомнить описанные Шишкиным в письме к отцу первые юношеские впечатления от дубов под Сестрорецком. Кажется, всю долгую жизнь художник копил в себе творческие силы, чтобы поднять эту трудную тему, которая могла быть по плечу лишь зрелому мастеру.
В 1889 году была написана картина «Утро в сосновом лесу», ставшая впоследствии одним из самых популярных произведений Шишкина. Медведи в картине написаны, как известно К.А.Савицким. Почему же время утвердило за этой картиной авторство только Шишкина? Картина появилась впервые на XVII Передвижной выставке 1889 года. В течение года выставка была развернута в Петербурге, Москве и других городах. В каталоге московской выставки «Утро в сосновом лесу» значилось как картина И.И.Шишкина и К.А.Савицкого.
С выставки картина была приобретена П.М.Третьяковым, и в опись Галереи П. и С.Третьяковых, изданную в 1893 году т.е. при жизни обоих художников, она вошла как картина Шишкина под названием «Медвежье семейство в лесу», даже без указания участия Савицкого в работе над картиной. В каталогах Государственной Третьяковской галереи издания 1917 года, а затем 1947 года восстановлено ее первоначальное название «Утро в сосновом лесу» и указано, что медведи написаны К.А.Савицким. Таковы внешние факты, сопутствовавшие жизни этого произведения.
Если обратиться к эскизу данной картины, имеющему авторскую подпись на обороте холста, и сравнить его с самим произведением - станет особенно ясным, что в нем, начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину. Подлинным содержанием картины является жизнь природы, и художник открывает перед нашими глазами глухую чащу леса, куда не ступает нога человека, где спокойно может резвиться семейство медведей. Поэтому присутствие здесь этих обитателей леса кажется вполне естественным.
Внимание привлекают к себе могучие сосны, разбитые грозой и вырванные с корнем буреломом и заросший овраг, над которым стелется утренний туман. В чащу леса проникают первые лучи солнца, золотя верхушки деревьев, - и во всем, что изображено в картине, раскрывается богатая и могучая жизнь природы. Группа играющих медвежат, изображенных Савицким, оказывается лишь дополнительным элементом, органично слитым со всем пейзажем.
Разобранные картины 80-х годов составляют лишь небольшую часть всех работ, которые были исполнены Шишкиным в это десятилетие. Не считая его многочисленных этюдов, даже только то, что относятся к области большой композиционной картины, может составить галерею. «Дебри», «Березовый лес», «Полесье», «Туманное утро», «Пески», «Бурелом» и многие другие - все они принадлежат к его капитальным творениям 80-х годов и являются свидетельством неутомимого труда и огромного напора творческого темперамента, который помогал художнику не только находить в природе все новые и новые мотивы, но и создавать на их основе содержательные произведения искусства.
Большая часть произведений этого десятилетия отличается богатым и сложным языком живописи. В них видны звучный и сильный колорит, пластическая ясность формы и стремление от начала до последней черты сохранить в картине верность природе.
«...Шишкин плоть от плоти нашей и картины его сразу переносят нас в симпатичные нам места, - он умеет схватывать самую суть русского пейзажа, передать душу родного соснового бора. Вспомните его чудную картину - «Каму». Мягкий летний колорит, роскошная ширь реки, обрывчатый берег, - никаких эффектов, все просто; а вы чувствуете как то легко на душе, точно и в самом деле перенеслись на родную реку и вдыхаете ее свежие испарения. А его пасека в лесу, его роскошный таинственный бор, песчаный берег какой-то речки, лесной ручей, - все это целиком наша родина без прикрас и румян, во всей своей симпатично-простой красоте».
Зрелый период творчества Шишкина падает на годы политической реакции. И на этом фоне еще ярче выступает прогрессивное содержание его искусства. Важнейшая особенность творчества Шишкина восьмидесятых годов заключается в том, что художник сумел не только сохранить, но и углубить прогрессивное содержание своего искусства. В это десятилетие влияние творчества Шишкина было еще более действенным, пробуждая «великое чувство свободы» и жажду дела на благо любимой страны и народа.
продолжение...
|