На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17

   
 
  
   

Картины Ивана
Шишкина



Утро в сосновом лесу,
1889


Полдень.
В окрестностях
Москвы,
1869


Среди долины
ровныя...,
1883

   
Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '

Глава вторая - Творчество Шишкина в 60-х годах

О первых шагах Шишкина, сделанных в этом направлении, может дать некоторое представление этюд, написанный им летом 1866 года в Братцеве под Москвой. В то лето художник создал ряд этюдов, в которых, судя по их названиям, он запечатлел сельский пейзаж. Он писал зреющее ржаное поле, поля овса, стога сена, плакучую иву. Художника манили мотивы природы, связанные с жизнью и трудом крестьянина. Можно легко представить, с каким особенным творческим подъемом работал Шишкин на родине. Его душевное состояние было, вероятно, близко к тому, которое в 1857 году побудило Некрасова, вернувшегося из-за границы, начать свое большое произведение «Тишина» обращением к русской природе:

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

В этюде с созревающей нивой художником, действительно, дан типичнейший мотив среднерусского пейзажа. Мягкие, плавные линии в очертаниях деревьев и спокойное чередование планов, в которые художник включает и дали, служат основой композиции этюда. Большую цельность впечатления придает всему дорога с идущими по ней крестьянами. В колорите этого этюда явно выступает стремление Шишкина привести каждый цвет к единству с другими. Особенную красоту пейзажу придает небо. Серебристые по краям, освещенные из глубины солнцем облака, где-то вдали, за полями, опускаются на землю последними остатками дождя. Очень сложное освещение помогает художнику более богато передать жизнь природы. Через три года, используя этот этюд, Шишкин создал прекрасное произведение «Полдень». Оно как бы завершает собою круг работ 60-х годов перед вступлением художника в члены Товарищества Передвижных Художественных выставок. Но прежде, чем перейти к подробному рассмотрению самой картины, хочется остановиться на картине Шишкина «Рубка леса» (1867, Государственная Третьяковская галерея), которая для художника в то время являлась в 6ольшой мере программным произведением. Сознательно отказываясь от всего того, что может быть отнесено к области вымысла, Шишкин хотел написать картину методом «бесхитростного» изображения природы, основанным только на точном ее изучении. С этим методом впервые он встречался еще в стенах Московского Училища Живописи и Ваяния. Теперь в своем произведении Шишкин сознательно шел к разрушению принципов старой эстетики, добиваясь, чтобы между художником и природой не стояла освященная традицией система, корректирующая натуру согласно установленным теориям и канонам. Преследуя единственную цель - написать картину, которая бы во всех деталях, во всей его конкретности воспроизводила природный мир, Шишкин прибегает к излишней детализации и нарочито замкнутой композиции с выделением переднего плана, помогающей глазу зрителя последовательно рассматривать каждый изображенный предмет. Работая, таким образом, над живописным произведением, Шишкин часто пользовался приемом чисто графической характеристики отдельного предмета, что и придало произведению некоторую сухость. В творчестве Шишкина эта картина, сопоставленная с произведениями следующих лет, заставляет с особенной силой почувствовать, как была она нужна самому Шишкину, чтобы преодолеть усвоенные за годы ученья приемы и, оторвавшись от них, выработать свой ясный и правдивый язык выражения, понятный новому демократическому зрителю, к которому, в первую очередь, обращались передовые художники того времени. Картина «Рубка леса» отнюдь не является неудачей художника, как думают некоторые исследователи, но в ней как бы обнажена некоторая узость тогдашнего понимания того метода, на основе которого, по мнению Шишкина, могло быть достигнуто реалистическое изображение природы. Шишкин в дальнейшем стремился выразить более широкое понимание прекрасного, заложенного в природе родной страны.

Характерным примером может служить даже его ранняя картина «Полдень», написанная через два года после «Рубки леса». Здесь Шишкин сразу же выходит на путь создания типической, несущей широкое идейное обобщение, картины русской природы. Сравнивая это произведение с известным нам этюдом, можно хорошо представить себе путь, которым шел художник к созданию картины. В картине направо и налево расстилаются золотистые поля спеющей ржи, таково основное ее содержание. В отличие от этюда изменились в картине и дальние планы. Они получили конкретную характеристику и обрели свой голос в общем хоре. И, несмотря на то, что верхняя часть пейзажа, т.е. небо, в картине повторена почти без изменения по отношению к этюду, она кажется здесь более органично связанной со всем строем пейзажного образа. Шишкин показывает русскую природу в ее величавости, но достигает этого средствами бесконечно простыми, чуждыми всякого внешнего эффекта. Все в этом пейзаже говорит о полноте жизненных сил природы, которая могла бы обеспечить «счастье и довольство человеческой жизни» (Чернышевский), за осуществление которых должен бороться человек.
Появление в 1869 году картины «Полдень» как-то сразу определило место Шишкина среди художников идейного реалистического искусства, он вступил в их ряды как равноправный член, как один из борцов за это новое искусство. Появление у Шишкина произведения, в котором столь сильно зазвучала, народная тема, а вслед за тем и вступление его в члены Товарищества Передвижных Художественных выставок, было логическим завершением, всех устремлений, с которыми вошел он в художественную жизнь в шестидесятых годах. Путь, который избрал для себя Шишкин, был прямо противоположен творческому пути представителей официального академического искусства, которые продолжали развивать и укреплять чуждые народности черты. Шишкин с его влечением к народной теме в пейзаже все ближе и ближе подходил к выражению демократических идеалов русских просветителей.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru