Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '
Глава четвертая - Зрелый период творчества
С начала 80-х годов Шишкин вступил в пору своей творческой зрелости. В ряде созданных им в то время произведений он снова и снова запечатлевал русскую природу. Он по-прежнему сохранял свои художественные идеалы, находя для их выражения все новые и новые образы в родном пейзаже.
К этому времени художником был уже вполне освоен богатый, звучный и своеобразный язык колористической живописи, пользуясь которым Шишкин получил возможность свободно решать сложные задачи и добиваться в своих пейзажах глубокой художественной выразительности. Его цветовая палитра подчинялась по-прежнему законам жизненной правды, требующей от художника такой степени законченности в изображении каждого предмета, чтобы в нем раскрывались типические особенности предмета, качества, присущие ему. Завоеванное художником мастерство в передаче пластической формы неизмеримо обогатило - его пейзажи и внесло в их содержание новые, очень существенные черты.
Картины данного периода отличаются необычайной ясностью основной темы, эпической широтой и глубокой обобщенностью образов. Давая возможность любоваться в равной степени и цветком ромашки или тмина среди травы, и лесами, уходящими к горизонту, Шишкин композицией и силой колорита заставляет всегда выделяться главную тему, подчиняя ей все второстепенное.
Прежде, чем перейти к картинам 80-х годов, следует хотя бы кратко остановиться на этюдах Шишкина, которые к этому времени также приобретают новые черты. В данном случае речь идет не об этюдах, исполняемых художником в связи с определенной задуманной картиной. Этюды этого времени по завершенности и ясности образа приближаются к картине. Характерно, что именно в 80-е годы Шишкин впервые начал писать этюды большого размера.
К таким этюдам, в первую очередь, надо отнести широко известный пейзаж «Сосны, освещенные солнцем» (1886, Государственная Третьяковская галерея), написанный Шишкиным в Сестрорецке. Художник в самой природе нашел, для себя благодарный материал, который помог ему придти к столь простой и лаконичной композиции. В пейзаже прежде всего привлекают внимание две молодые стройные сосны на переднем плане. Их широко раскинувшиеся, зеленые пышные ветви заполняют собою всю его верхнюю часть.
Пронизанные горячим солнечным светом, они не только прекрасны по своим пропорциям, весь их облик говорит о полноте их жизненных сил. Композиция этюда построена так, чтобы взгляд зрителя мог свободно проникать в глубину, куда манит затененная деревьями зеленая поляна. Дальше - лес, и снова из общей массы деревьев выступают отдельные стройные стволы сосен, давая своеобразное ритмическое повторение основного мотива, взятого крупным планом. Работая над этим произведением, художник использовал богатую в нюансах цветовую гамму, найденную им в работе под открытым небом.
Мы воспринимаем благодаря этому радостную звучность летнего солнечного дня, чувствуем легкую прозрачность тени, сквозистую зелень ветвей.
Из произведений Шишкина начала 80-х годов наибольшей глубиной выражения отмечена картина «Среди долины ровныя» (1883). Содержание ее многие естественно связывали и продолжают связывать со словами народной песни, которая является переложенным на музыку стихотворением «Одиночество» русского поэта Мерзлякова, напечатанным впервые в 1811 году. Как и когда узнал это стихотворение Шишкин - неизвестно.
Познакомился ли он с ним в позднейшем издании стихотворений поэта, что весьма возможно, так как оно вышло в 1867 году, или услышал эти слова уже в народной песне, - важно здесь то, что во время работы над картиной поэтический образ именно песни, несомненно, жил в сознании художника. Его могла особенно волновать и торжественная, несколько грустная мелодия песни и ее слова. Но все же трудно представить, что картина могла создаться у художника лишь как живописное сопровождение песни. Здесь Шишкин, несомненно, остался верен своим принципам и шел к картине от мотива, имевшегося в жизни.
Только так счастливо найдя его, он слил этот образ в своем представлении с образом, запечатленным песней. В пейзаже имеется ряд очень тонко подмеченных и наблюденных черт.
И снова кажется, что весь пейзаж, как и в картине «Рожь», был увиден художником в натуре как Целостная картина. Выбранный художником пейзаж ставил перед ним ряд новых и сложных композиционных и колористических задач. Необходимость сохранить в картине впечатление огромных открытых просторов, с одиноко растущим на равнине деревом, требовала от художника безукоризненно выверенного соотношения всех частей композиции. И здесь Шишкин поистине раскрыл свой блестящий композиционный дар.
Ствол величественного, прекрасного дуба, растущего на свободе под солнцем, почти скрыт раскинувшимися темно-зелеными ветвями; его темная вершина устремляется к светлому бирюзовому небу. Художник не задерживает долго внимания на переднем плане, погруженном в тень, и лишь приближаясь к картине, зритель замечает, с какой любовью и знанием природы изображена на переднем плане тропинка, поросшая полузасохшей травой и цветами ромашки, как спокойно и тонко дан так же окутанный тенью дальний план. В картине поражает и необычность освещения.
Ничем не поступаясь в общем впечатлении жизненной правды, художник находит, в природе то освещение, которое помогло ему наиболее глубоко раскрыть содержание. Пейзаж Шишкина полон величавой и действительно спокойной красоты, как об этом поется в песне.
Если же обратиться к словам песни: «могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах», или к следующей строфе: «ударит непогодушка, кто будет защищать», и сравнить их с содержанием образа шишкинского пейзажа, то станет ясно, что художник сумел остаться самим собой. В образе дуба, изображенного Шишкиным, нет той слабости, которая могла бы вызвать чувство жалости, подобно словам и мелодии песни. Художник сумел подняться до такой высоты поэтического, глубоко народного восприятия, которое помогло ему дать подлинно величавый образ природы.
На XI Передвижной выставке, где появилась, вместе с другими пейзажами художника, картина «Среди долины ровныя», - она являлась ярчайшим свидетельством того, что русское идейное реалистическое искусство не только в области жанровой и исторической, но и пейзажной живописи, поднялось на высшую ступень в отношении глубины содержания и в методах художественного раскрытия темы.
Высокую оценку получила картина Шишкина в статьях, посвященных разбору картин на XI Передвижной выставке.
продолжение...
|