Иван Шишкин. Книга Ф.Мальцевой ' Мастера русского пейзажа '
Глава пятая - Последнее десятилетие жизни
В последние годы жизни Шишкин почувствовал себя внутренне еще более тесно связанным с Товариществом Передвижных Художественных выставок. В письме к В. М. Васнецову от 30 ноября 1896 года Шишкин писал: «Приятно вспомнить то время, когда мы как новички прокладывали робкие шаги для Передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, которым смело можно гордиться.
Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное в среде русского искусства». В 1897 году на юбилейную выставку Товарищества Шишкин дал ряд очень интересных произведений, среди которых особенно значительна была картина «Близ Елабуги». По самому истолкованию взятого мотива она родственна картине «Рожь».
В ней данный художником образ наполнен также широким дыханием жизни, и русская природа, природа родных Шишкину мест, предстает перед нами в своих глубоко типических чертах. В композиции картины центральное место занимают широкие хлебные поля, между которыми проходит проселочная дорога. За ними - окраина соснового бора и в глубине, между могучими соснами, открывается вид на дальние луга за рекой. По дороге к лесу направляется запряженная в телегу крестьянская лошадь.
В пейзаже много солнца, тени на земле короткие и интенсивные. Живопись в картине сочная, манера письма широкая. Как и большинство других картин Шишкина, так и эта имеет свое первоначальное решение в рисунке (Государственный Русский музей), сделанном, очевидно, художником на основании этюдов, написанных с натуры. Поскольку рисунок разграфлен на квадраты для перевода в картину, мы можем его считать подготовительной стадией, непосредственно предшествовавшей созданию картины.
Композиции рисунка присуща та же ясность, что и картине. Достигает ее художник очень простыми изобразительными средствами. Линии крайне просты, но в этой простоте сказывается большое мастерство зрелого художника. Данный рисунок имеет авторскую надпись, содержание которой непосредственно связано с произведением и выражает, вероятно, замысел художника и вдохновившую его идею. Содержание надписи таково: «Раздолье, простор, угодье, рожь... благодать. Русское богатство».
Дальше следует расширенное указание места, изображенного в данном рисунке: «На окраине (край) соснового леса, бора близ Елабуги». Надпись на рисунке обогащает представление о работе художника над образом картины. Сделанная на произведении, исполненном почти в конце жизни, она помогает глубже понять творческие интересы художника.
Как в самой картине, так и в содержании этой надписи есть что-то родственное темам других произведений Шишкина, исполненных им в различные периоды. В них есть глубоко прочувствованная художником народная тема, которая неизменно вдохновляла его в работе над пейзажем родной страны. Она органично сливалась с демократическими художественными идеалами, которые он пронес через всю свою жизнь.
Говоря о народной теме в творчестве художника-пейзажиста, нельзя связывать ее, как уже говорилось, только с тем или иным частным мотивом, взятым непосредственно из крестьянской жизни, который художники иногда вплетают в композицию своего пейзажа. Народная тема в пейзаже бесконечно сложнее и шире, и раскрывается она в образах, которые доносят до нас русскую природу такою, какою она живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях.
Именно такой предстает перед зрителями русская природа в картине Шишкина.
Последняя картина Шишкина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги», датированная 1898 годом, последним годом его жизни, - была представлена на XXVI Передвижной выставке. Эта картина по-прежнему передает русскую природу настолько могуче, а почерк художника остается таким уверенным, что невозможно найти в этой картине каких-либо признаков ущербности и слабости таланта художника. Пейзаж написан тонко, смело и широко.
Композиция, создавая впечатление классической пропорциональности всех частей, позволяет вместе с тем любоваться красотой отдельных деревьев, с их устремленными ввысь стройными крепкими стволами. Срезанные по вершинам краем картины, деревья кажутся еще более высокими. Зеленые кроны сосен освещены солнцем. Его лучи проникли в глубину леса и на стволы деревьев, а на траву упали легкие цветные прозрачные тени от ветвей.
Прекрасно написана и освещенная солнцем поляна, с растущими на ней молодыми сосенками. По краю поляны, сходящему к ручью, обнажилась почва - и снова художник заставляет зрителей стоять и любоваться тем, как мастерски передана и фактура земли, и ползущий мох, и усеянное камешками песчаное дно мелкого железистого ручья, протекающего на переднем плане.
Не прошли мимо этой картины и современники - почитатели таланта художника. Ее появление на выставке приветствовали восторженно, о чем очень выразительно написал в своем письме друг Шишкина, художник К.А.Савицкий: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены, браво... Сосной на выставке запахло! - Солнца, свету прибыло!.. И меньшие не уступают - лодочка с водой чудесно...».
Одновременно с картиной «Корабельная роща», на той же выставке Шишкин показал и другие свои произведения, среди них наполненный лирическим содержанием пейзаж «Пруд в старом парке», сокращенно названный Савицким в приведенном выше письме «лодочка с водой». Находящийся в Государственной Третьяковской галерее композиционный этюд к этой картине, очень тонкий и красивый по манере живописи, в известной мере позволяет судить о художественных достоинствах самой картины (которая до настоящего времени не обнаружена).
продолжение...
|