На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21

   
 
  
   

Картины Ивана
Крамского



Пасечник,
1872


Молитва Моисея
после перехода
израильтян через
Черное море,
1861


Портрет Куинджи,
1872

   
Нонна Яковлева. Творчество Ивана Крамского

1 марта 1881 года представители «Народной воли» убили Александра II. Началась, по словам В.И.Ленина, эпоха «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции». После разгрома многие народники отказались от борьбы. Стачки рабочих, состоявшиеся в конце 1870-х годов в Петербурге, выявили новую социальную силу, выходящую на арену истории, активизировали поиски в области революционной теории и, в конце концов, привели часть бывших народников к марксизму. Но значительная их часть перешла с революционных позиций на либеральные. В рядах либеральной интеллигенции активно шел процесс «поправения».
На рубеже 1870-1830-х годов переживает кризис Л.Н.Толстой. Обличая самодержавие, паразитизм и лицемерие правящего класса, протестуя против эксплуатации человека человеком, писатель культивирует новую религию, разрабатывает идею непротивления злу насилием. Противопоставляя проповедь всеобщей любви и нравственного самоусовершенствования социально-политической борьбе, Толстой попытается подняться над распрями.
Многие из современников Крамского, ранее стоявшие на прогрессивных позициях, переживали тяжкое время разочарований, заходили в тупик. На реакционные позиции переходит прежде либеральная газета А.С.Суворина «Новое время», теория «малых дел» сменяет революционные народнические концепции.
Но те же восьмидесятые В.И.Ленин назовет эпохой мысли и разума, ибо именно в эти годы ищущая революционная мысль приходит к марксизму. В 1883 году Г.В.Плеханов, переводчик «Манифеста Коммунистической партии», создает первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», в разных городах России организуются первые социал-демократические кружки и рабочие организации.
Нелегкими и непростыми были эти годы и в жизни Крамского, но упрек Репина в том, что, работая над портретами высокопоставленных особ, художник понемногу усвоил и их взгляды, едва ли был справедлив. Напротив, именно в начале 1880-х годов Крамской окончательно убеждается в том, что и в делах академических, и «в личных сношениях с великим князем, и в разнообразном столкновении с людьми большими и влиятельными» мало толка, из каждой попытки решить важный вопрос он выносит «только презрение» к власть имущим. «Наконец я действительно убедился, - пишет он А.П.Боголюбову,- что тот мир сам по себе, а я сам по себе. Масло и вода, и что раз навсегда пора убедиться, что помощи развитию искусства оттуда и не дождаться». Он абсолютно независим в суждениях, полон чувства собственного достоинства - и не просто как частное лицо, но как художник, что может дать понять любому «высокопоставленному» лицу.
Контакты, которые он в эти годы поддерживает с официальными кругами, прежде всего направлены на пользу общего дела. С огромной энергией разрабатывает Крамской идею Всероссийского художественного съезда, который предполагалось приурочить ко Всероссийской выставке 1882 года. Он составляет подробную программу, предусматривающую такой широкий круг вопросов и мероприятий, который явно опережал возможности времени: здесь было устройство в различных провинциях не только художественных выставок, но и музеев, рисовальных школ с целью «развития любви к искусству в России и привлечения симпатий Общества к судьбам русского искусства», проблемы педагогические и специальные, обсуждение судеб прикладного искусства и устройства конкурсов с премиями. Все эти вопросы только маячили в перспективе русской культуры, для разрешения многих из них понадобилось революционное преобразование общества, а Крамской уже видел необходимость в подготовке почвы для широкой художественно-просветительной работы в государственных масштабах, и когда съезд не состоялся, пережил жестокое разочарование.
Всю свою сознательную жизнь обдумывая проблему художественного образования, пришедший к твердому убеждению, что навязывание извне каких бы то ни было идей вызывает в искусстве лишь спекулятивные потуги «сделать умное, да с содержанием, да с направлением», он ставит во главу угла гражданственное воспитание художника. Только когда «тенденциозность» искусства естественна, когда она искренна, когда художник «формулирует» свою любовь и ненависть, которые «не суть логические выводы, а чувства», тогда получаются произведения, обладающие высоким эмоциональным потенциалом, способные воздействовать не только на разум, но и на сердце зрителей и произвести переворот в их душах. Но при этом необходимо, чтобы художник хорошо разбирался в том, что в окружающей действительности достойно любви, а что - ненависти. Крамской пишет статьи, убеждает товарищей, он готов пойти на компромисс и «подпереть» своим телом здание Академии, чтобы хоть в какой-то мере влиять на дело художественного образования. Всего через несколько лет после смерти Крамского виднейшие из передвижников станут профессорами Академии художеств, а пока товарищи готовы обвинить его чуть ли не в измене общему делу.
А сколько сил уходит в эти годы на устройство передвижных выставок, на поддержку молодежи, все чаще сталкивающейся с открытым сопротивлением некоторых членов-учредителей, проявляющих нетерпимость к новым веяниям в искусстве, затрудняющих приток свежих сил в единственное свободное художественное объединение страны! Все чаще проявляется в Товариществе разлад, все заметнее делается коммерческая ориентация некоторых художников, и Крамской, одним из первых замечающий эти тенденции, вызывает раздражение и своими речами, и своим непримиримым молчанием. «Перестанет практиковаться передвижение и именно в том составе, как следует для художественных, а не коммерческих целей - конец Товариществу»,- пишет он В.В.Стасову не без расчета на то, что его мнение станет достоянием гласности.
Интересный штрих: когда в самые темные годы реакции на выставке появляется картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», герой которой - царь-сыноубийца - не мог не вызывать совершенно определенных ассоциаций с современным правителем России, ознаменовавшим начало своего царствования казнью первомартовцев, Крамской использует свои связи с мудростью изощренного политика, справедливо опасаясь за судьбу автора крамольного полотна. В письмах редактору газеты «Новое время» А.С.Суворину и в официальном обращении к «сиятельному» И.И.Воронцову-Дашкову переакцентирует внимание с политической подоплеки полотна на психологическую, всячески подчеркивает, что «очевидная тенденция картины» - «ужас последнего градуса отца, и параллельно кроткое любовное чувство сына».

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru