Нонна Яковлева. Творчество Ивана Крамского
1 марта 1881 года представители «Народной воли» убили Александра II. Началась, по словам В.И.Ленина, эпоха «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции». После разгрома многие народники отказались от борьбы. Стачки рабочих, состоявшиеся в конце 1870-х годов в Петербурге, выявили новую социальную силу, выходящую на арену истории, активизировали поиски в области революционной теории и, в конце концов, привели часть бывших народников к марксизму. Но значительная их часть перешла с революционных позиций на либеральные. В рядах либеральной интеллигенции активно шел процесс «поправения».
На рубеже 1870-1830-х годов переживает кризис Л.Н.Толстой. Обличая самодержавие, паразитизм и лицемерие правящего класса, протестуя против эксплуатации человека человеком, писатель культивирует новую религию, разрабатывает идею непротивления злу насилием. Противопоставляя проповедь всеобщей любви и нравственного самоусовершенствования социально-политической борьбе, Толстой попытается подняться над распрями.
Многие из современников Крамского, ранее стоявшие на прогрессивных позициях, переживали тяжкое время разочарований, заходили в тупик. На реакционные позиции переходит прежде либеральная газета А.С.Суворина «Новое время», теория «малых дел» сменяет революционные народнические концепции.
Но те же восьмидесятые В.И.Ленин назовет эпохой мысли и разума, ибо именно в эти годы ищущая революционная мысль приходит к марксизму. В 1883 году Г.В.Плеханов, переводчик «Манифеста Коммунистической партии», создает первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», в разных городах России организуются первые социал-демократические кружки и рабочие организации.
Нелегкими и непростыми были эти годы и в жизни Крамского, но упрек Репина в том, что, работая над портретами высокопоставленных особ, художник понемногу усвоил и их взгляды, едва ли был справедлив. Напротив, именно в начале 1880-х годов Крамской окончательно убеждается в том, что и в делах академических, и «в личных сношениях с великим князем, и в разнообразном столкновении с людьми большими и влиятельными» мало толка, из каждой попытки решить важный вопрос он выносит «только презрение» к власть имущим. «Наконец я действительно убедился, - пишет он А.П.Боголюбову,- что тот мир сам по себе, а я сам по себе. Масло и вода, и что раз навсегда пора убедиться, что помощи развитию искусства оттуда и не дождаться». Он абсолютно независим в суждениях, полон чувства собственного достоинства - и не просто как частное лицо, но как художник, что может дать понять любому «высокопоставленному» лицу.
Контакты, которые он в эти годы поддерживает с официальными кругами, прежде всего направлены на пользу общего дела. С огромной энергией разрабатывает Крамской идею Всероссийского художественного съезда, который предполагалось приурочить ко Всероссийской выставке 1882 года. Он составляет подробную программу, предусматривающую такой широкий круг вопросов и мероприятий, который явно опережал возможности времени: здесь было устройство в различных провинциях не только художественных выставок, но и музеев, рисовальных школ с целью «развития любви к искусству в России и привлечения симпатий Общества к судьбам русского искусства», проблемы педагогические и специальные, обсуждение судеб прикладного искусства и устройства конкурсов с премиями. Все эти вопросы только маячили в перспективе русской культуры, для разрешения многих из них понадобилось революционное преобразование общества, а Крамской уже видел необходимость в подготовке почвы для широкой художественно-просветительной работы в государственных масштабах, и когда съезд не состоялся, пережил жестокое разочарование.
Всю свою сознательную жизнь обдумывая проблему художественного образования, пришедший к твердому убеждению, что навязывание извне каких бы то ни было идей вызывает в искусстве лишь спекулятивные потуги «сделать умное, да с содержанием, да с направлением», он ставит во главу угла гражданственное воспитание художника. Только когда «тенденциозность» искусства естественна, когда она искренна, когда художник «формулирует» свою любовь и ненависть, которые «не суть логические выводы, а чувства», тогда получаются произведения, обладающие высоким эмоциональным потенциалом, способные воздействовать не только на разум, но и на сердце зрителей и произвести переворот в их душах. Но при этом необходимо, чтобы художник хорошо разбирался в том, что в окружающей действительности достойно любви, а что - ненависти. Крамской пишет статьи, убеждает товарищей, он готов пойти на компромисс и «подпереть» своим телом здание Академии, чтобы хоть в какой-то мере влиять на дело художественного образования. Всего через несколько лет после смерти Крамского виднейшие из передвижников станут профессорами Академии художеств, а пока товарищи готовы обвинить его чуть ли не в измене общему делу.
А сколько сил уходит в эти годы на устройство передвижных выставок, на поддержку молодежи, все чаще сталкивающейся с открытым сопротивлением некоторых членов-учредителей, проявляющих нетерпимость к новым веяниям в искусстве, затрудняющих приток свежих сил в единственное свободное художественное объединение страны! Все чаще проявляется в Товариществе разлад, все заметнее делается коммерческая ориентация некоторых художников, и Крамской, одним из первых замечающий эти тенденции, вызывает раздражение и своими речами, и своим непримиримым молчанием. «Перестанет практиковаться передвижение и именно в том составе, как следует для художественных, а не коммерческих целей - конец Товариществу»,- пишет он В.В.Стасову не без расчета на то, что его мнение станет достоянием гласности.
Интересный штрих: когда в самые темные годы реакции на выставке появляется картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», герой которой - царь-сыноубийца - не мог не вызывать совершенно определенных ассоциаций с современным правителем России, ознаменовавшим начало своего царствования казнью первомартовцев, Крамской использует свои связи с мудростью изощренного политика, справедливо опасаясь за судьбу автора крамольного полотна. В письмах редактору газеты «Новое время» А.С.Суворину и в официальном обращении к «сиятельному» И.И.Воронцову-Дашкову переакцентирует внимание с политической подоплеки полотна на психологическую, всячески подчеркивает, что «очевидная тенденция картины» - «ужас последнего градуса отца, и параллельно кроткое любовное чувство сына».
продолжение...
|