На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21

   
 
  
   

Картины Ивана
Крамского



Пасечник,
1872


Молитва Моисея
после перехода
израильтян через
Черное море,
1861


Портрет Куинджи,
1872

   
Нонна Яковлева. Творчество Ивана Крамского

В лучших портретах 1870-х годов Крамской, утверждая идеал нового человека, словно поворачивает разными гранями тот образ, который в его «Христе» был сжат в короткий иероглиф, конкретизирует, придает ему национальные черты, окрашивает индивидуальной неповторимостью. Л.Н.Толстой и И.И.Шишкин, В.М.Васнецов и М.В.Дьяконов, сам художник на автопортрете 1874 года - все они чем-то напоминают образ человека на перепутье, «выражение собственных мыслей» Крамского. Эволюция творческого метода портретиста ярко отразилась в его работе над образом друга и соратника - И.И.Шишкина.
В первом - графическом (1869, Государственный Русский музей) - портрете преобладает тот момент зоркой фиксации облика, который в ранних работах порой выдает ретушерское прошлое художника, хотя значительность и сила характера модели находят свое место и в этом образе. Крамской, по-видимому, не удовлетворенный до конца своей работой, долго ищет композицию, способную воплотить образ человека, который всю душу свою отдает родной природе, изучив его «научным» - а для Крамского с его тяготением к науке это слово высокое - образом.
Итогом работы становится портрет И.И.Шишкина (1873, Государственная Третьяковская галерея), в котором пейзажист предстал перед зрителями «в тот момент, когда Шишкин более всего бывает Шишкиным, известным большей половине образованной России», на фоне пейзажа с атрибутами художника, вышедшего писать этюды с натуры.
Этот портрет-картина был своеобразной повестью о пейзажисте, и некоторое прозаическое многословие ее внутренне соотнесено с методом самого Шишкина - автора прекрасной, хотя и несколько суховатой картины «Лесная глушь», уже ушедшего от натуралистической манеры ранних работ, но еще не освоившего язык мощного эпического звучания. О пейзажах Шишкина той поры Крамской отзывался словами, которыми можно определить и портрет его кисти: прекрасно, «ученым образом», но без «тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе».
В портрете, написанном семью годами спустя, все элементы повествовательности - этюдник, зонтик, даже пейзажный фон - становятся излишними. По монументальной выразительности он сопоставим с портретом Л.Н.Толстого. Та же цельность силуэта на светлом нейтральном фоне, свободное расположение фигуры в пространстве холста, голова с растрепанными седеющими волосами и густой бородой, мудрые и добрые глаза, тяжелые опущенные плечи. Облик модели становится активным выразителем характера, его «вместилищем». Кряжистый, как вековечное древо, «человек-школа», автор эпической «Ржи», готовый - и это творчески воплощает в своем образе Крамской - создать «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Корабельную рощу» - все те картины, которые и для сегодняшнего зрителя прежде всего и есть Шишкин.
Стариковской мудростью веет от портрета М.В.Дьяконова (1875, Государственный Русский музей) - художника, вместе с которым Крамской преподавал в рисовальной школе на Бирже. Внимательно - до сухости - выписывая избороздившие сухое лицо морщины, художник так увлеченно передает пристальные глаза - ясные, строгие, цепкие, что впечатление сухости стирается, в памяти возникают лучшие портреты стариков в мировой и русской живописи, и ясно улавливается почтительность, с которой младший собрат по искусству смотрит на старшего и уважаемого им.
Вообще в эти годы Крамской много и охотно пишет своих товарищей по искусству: И.К.Айвазовского и А.А.Киселева, А.П.Соколова, В.В.Верещагина, В.Е.Маковского, А.Д.Литовченко и других.
Созданные в портретах характеры деятелей искусства - художников, литераторов - роднит особая готовность к действию, активность мировосприятия. В то же время Крамской ясно вычерчивает индивидуальность каждого, наполняя внутренней выразительностью почти аскетично отобранные средства, Сами фоны его портретов, лишенные предметной среды, «нейтральные»,- далеко не нейтральны в системе образа: они словно образуют каждый раз свое поле творческого напряжения, со своей окраской, с собственной интенсивностью внутреннего свечения. В портрете скульптора М.М.Антокольского фон горит глубоким внутренним жаром. Именно колорит создает впечатление напряженности, поддержанной ритмом светлых пятен на черно-коричнево-красном фоне. Словно наливающийся внутренним жаром холст высвечивает голову, на смуглом лице - глубокие темные глаза, губы полусомкнуты, кажется, сейчас прозвучат слова пылкой речи. Всегда радующийся чужой удаче, в 1877 году Крамской обращается к Репину с восторженным письмом по поводу написанного им портрета А.И.Куинджи. После страстного, профессионально-глубокого анализа живописи Репина Крамской пишет: «Убедившись в том, что Вы сделали чудо, я взобрался на стул, чтобы посмотреть кухню, и... признаюсь, руки у меня опустились. В первый раз в жизни я позавидовал живому человеку, но не той недостойной завистью, которая искажает человека, а той завистью, от которой больно и в то же время радостно; больно, что это не я сделал, а радостно, что вот же оно существует, сделано, стало быть, идеал можно схватить за хвост, и тут он схвачен» и Крамской умалчивает о собственном портрете Куинджи: «Ведь я сам хотел писать Куинджи, и давно, и все старался себя приготовить, рассердить, но после этого я указываюсь». Однако произведение было создано, и как раз в этот период.
При всех достоинствах работы Репина образ, созданный Крамским в небольшом по формату портрете А.И.Куинджи (1877, Государственная Третьяковская галерея), существенно дополняет наше представление о художнике, тайна живописного метода которого до сих пор поражает зрителей. Не страстный напор, не порыв - в этом портрете преобладает тишина сосредоточенности, погружение в мир гармонического отрешенного созерцания. Крамской словно подсмотрел момент творческой сосредоточенности, когда художник остается наедине со своим холстом. На мягко вибрирующем коричневато-зеленом фоне выделяется пышноволосая «библейская» голова Куинджи, тонкие зеленоватые тени ложатся на широкий светлый лоб, осеняющий продолговатые, восточного разреза глаза, полуприкрытые тяжелыми веками.
Случаев параллельного портретирования одних и тех же моделей в практике Крамского и Репина в эти годы немало. И если младший, как правило, превосходит старшего живостью и свободой кисти, то нередко образы Крамского отличаются большей цельностью и глубиной. Один из лучших, самых лирических и задушевных образов этих лет - портрет П.М.Третьякова (1876, Государственная Третьяковская галерея). Как многие изображения любимых моделей, это - погрудное, дающее возможность художнику сосредоточить внимание на лице - тонком, правильном, с четко очерченными губами и умным, сдержанным взглядом спокойных темных глаз. Оно освещено выражением благородного изящества, согрето особой, чуждающейся внешних проявлений духовной силой.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru