На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21

   
 
  
   

Картины Ивана
Крамского



Пасечник,
1872


Молитва Моисея
после перехода
израильтян через
Черное море,
1861


Портрет Куинджи,
1872

   
Нонна Яковлева. Творчество Ивана Крамского

Идея создания галереи портретов «исторических личностей», которой так зажегся Третьяков, не была в отечественном искусстве совершенно новой. Ее традиция восходит к генеалогическим собраниям разного рода (можно, например, вспомнить «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова), к вельможным родовым галереям предков, обзавестись которыми считал для себя вопросом чести всякий уважающий себя дворянин XVIII века. В течение XIX столетия не однажды выпускаются в свет графические серии «исторических лиц», носящие эклектический характер и включающие в себя как представителей правящей России, так и «признанных» деятелей культуры.
Таким по духу было собрание, созданное по заказу В.А.Дашкова, московского мецената, пригласившего для выполнения портретов И.Н.Крамского, молодых И.Е.Репина, В.М.Васнецова, В.А.Серова и других. Для «дашковской галереи» Крамской написал более сорока портретов. Среди его героев - А.Б.Куракин и Н.М.Карамзин, Д.В.Давыдов и И.И.Бецкий, А.И.Мусин-Пушкин и Т.Г.Шевченко, Екатерина II и Ермак Тимофеевич. Все работы собрания примерно одного размера (90х69 см), выполнены в монохромной гамме маслом с дагерротипов и старых портретов - скульптурных и живописных. Ни характер заказа, ни выбор героев, продиктованный заказчиком, не могли особенно вдохновить Крамского и его коллег. Написавший только в течение 1871 года тридцать портретов серии, Крамской жалуется Васильеву: «Работаю волом. Одурел: по три портрета в день».
Вынужденный ради заработка принимать подобные заказы, Крамской именно их имел в виду, когда говорил о своей нелюбви к портрету. С любовью создавались иные образы, в первую очередь для задуманной П.М.Третьяковым галереи замечательных русских людей. Заказ Третьякова имел принципиальное отличие, и потому эта галерея осознается художниками и общественностью как дело общенациональной значимости. Портреты галереи замечательных русских людей - писал собирателю Репин - «представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею.
Именно поэтому осознанно и страстно лучшие русские художники-реалисты воплощают в портретах дорогих нации людей новое представление об этическом идеале личности, сформулированное Чернышевским: «Необыкновенная личность - самое лучшее выражение человека и человеческой природы вообще. Герой - не урод между людьми; напротив того, в нем яснее, резче выказалось то, что есть, более или менее, в каждом человеке; потому что в каждом, самом робком человеке есть своя доля мужества; поэтическая личность - не уродство между людьми, потому что в самом прозаическом человеке есть своя доля поэзии. Суворов - чрезвычайно оригинальная личность, Крылов - чрезвычайно оригинальная личность; но разве они не представители русского человека вообще?».
Такое представление о соотношении общих - национальных, социально-исторически обусловленных - и индивидуально неповторимых качеств, характерное для типического реалистического образа, продиктовало установку на достоверность воплощения характера в портретах, которые создавали русские художники для Третьякова. Даже в исторических портретах Крамской умел подняться на высокий уровень и достойно ответить требованию Третьякова - воплощать в образе прежде всего характер.
Таким был и один из первых созданных для галереи Третьякова портретов - Т.Г.Шевченко (1871, ГТГ). Использовав известную фотографию поэта, художник избирает почти квадратный формат - «как для того, чтобы получить более солидную величину, так равно и серьезнее характер самого портрета». Портрет получился удачным. Лицо с характерными седыми висячими усами и мудрыми прищуренными глазами под густыми бровями воскрешало всем памятный облик поэта. Шуба с меховым воротником, покроем напоминающая украинский крестьянский полушубок, и смушковая шапка довершали образ Кобзаря.
Позднее в статье «Двадцать пять лет русского искусства» В.В.Стасов писал: «Вслед за Перовым выступает на сцену другой портретист с громадным талантом - Крамской. Уже первый значительный его портрет, портрет Шевченко (1871), сразу показал, какой у нас новый портретист народился».
Интересно сопоставить образ народного поэта, созданный Крамским, с тем, который почти двумя десятилетиями спустя предстанет перед зрителями в работе И.Е.Репина (1888, Государственный музей Т.Г.Шевченко, Киев). В небольшом по размерам репинском полотне, созданном по заказу Петербургского украинского товарищества для хатки возле могилы поэта, Шевченко не тот мудрый, эпически спокойный человек, что у Крамского: это страстный борец, призывающий «порвать кайданы» и «вражьей злою кровью» окропить волю. Выступающий из коричневато-красного фона огромный лоб упрямо выставлен вперед, мрачные глаза смотрят исподлобья вопрошающе и напряженно.
Все остальные элементы образа - безупречно переданное внешнее сходство, обычный костюм без «народного колорита» - подчинены главной цели: подчеркнуть силу выразительности этого светлого лба и взора огромной духовной силы.
Портрет Крамского еще «маскируется» под натурный. Репин создает синтетический образ Поэта, чья личность, воплощенная в строках стихов, живет в народной памяти. Но по достоверности, по убедительности облика и образной силе портрет Крамского занимает в иконографии поэта и в галерее лучших сынов отчизны почетное место. Третьяков, как и все те, кто видел этот первый достойный поэта портрет, был удовлетворен работой художника и заказал ему сразу три аналогичных изображения: А.С.Грибоедова, Д.И.Фонвизина и А.В.Кольцова. Однако написан был - и удачно - только Грибоедов.
Изучивший все, какие мог достать, материалы, консультировавшийся с П.А.Каратыгиным, братом актера В.А.Каратыгина, некогда исполнявшего роль Загорецкого в первой постановке комедии «Горе от ума», Крамской создал произведение, по своим стилистическим особенностям сближающееся с русским портретом грибоедовской поры. Выражение тонкого нервного лица Грибоедова на портрете Крамского неоднозначно, оно словно что-то таит под маской сдержанности и спокойствия. Звучное сочетание глубокого зеленого с мягким малиновым в фоне оттеняет контраст черного фрака с белым жилетом и накрахмаленным пластроном. Образ отличается строгим изяществом.
Начав работу в апреле, в конце мая Крамской пишет Третьякову: «Но чем я несказанно доволен, так это Грибоедовым, не то чтобы он уже хорошо был написан, а тем, что мне удалось с помощью Каратыгина сделать его похожим. Каратыгин находит его совершенно похожим, кроме того, нашлась проверка самого Каратыгина. Генерал Федоров, большой старик, знавший Грибоедова, видел портрет, я ему показывал, и он, во-первых, узнал и даже больше - сказал, что будто этот портрет похожее многих портретов, которые пишутся с живых лиц».
Эти произведения по-своему примечательны. Однако лучшие работы 1870-х годов - портреты современников, и среди них этапный в творческой биографии художника образ Л.Н.Толстого.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru