На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



На острове Валааме,
Архип Куинджи, 1873


Тихая обитель,
Исаак Левитан, 1891


Бурлаки на Волге,
Илья Репин, 1873

   
Зограф Н.Ю. "К вопросу об эволюции искусства передвижников в 1880-1890-е годы"

В "общечеловеческом" характере гуманизма этих портретов нетрудно увидеть параллель с тем тяготением к всеобщим проблемам бытия, которые мы отмечали как типичные для данного времени. Но если в портрете нравственная оценка человека утрачивает открыто общественную окраску, то в этом нельзя видеть, как делали некогда вульгарные социологи, некое умаление идейности искусства. Идейная программа старого народничества исчерпала себя. Новую - искали в упорной работе мысли. И само искусство 80-х годов есть документ этой работы. И в этом смысле репинский портрет 80-х годов - не только высшая точка в мастерстве психологического реализма второй половины века, но и яркое утверждение позитивных ценностей, опровергающих любые формы духовного рабства от бюрократического чинопочитания, официальной церковности до "непротивления злу". Именно в портрете новая проблематика в искусстве 80-х годов находит свое наиболее непредвзятое художественное выражение, определив во многом и, может быть в самом главном, последующее развитие русского реализма - в первую очередь в творчестве его лидера, ученика И.Е.Репина - В.А.Серова.

Лирическое начало, поэзия, увлеченность характерным своеобразием натуры, присущие портретным образам молодого Серова в период 1880-1890-х годов, в своей исходной позиции развивают то "Общечеловеческое", тот высокий гуманизм, что составляло содержание лучших работ Репина 1880-х годов. Поэтому не случайно, что на рубеже двух десятилетий Репин, в свою очередь, смог войти в круг живописных исканий художников следующего за ним поколения. Об этом, в частности, говорят такие его пленэрные работы, как портреты дочерей - "Осенний букет" (1892) и "На солнце" (1900), "Белорус" (1892), в которых присутствует "серовское начало" - стремление к поэтизации образа, лирическому преображению натуры, пленэру. Мы не имеем возможности сколько-нибудь полно охарактеризовать здесь портретное творчество Репина переходной поры на рубеже 80-90-х годов, когда наряду с очень плодотворными исканиями нового - портреты М.О.Микешина, К.М.Фофанова (1888) - появляются неудачные работы, свидетельствующие об известном кризисе в творчестве большого мастера. Нам важно было лишь подчеркнуть на примере его творчества, что старшие мастера-передвижники стремились войти в новое, возникшее на основе их же творчества движение, дав молодежи импульсы нового понимания образа, возможность в свою очередь осваивать их опыт.
Отмеченная особенность репинских портретов 80-х - начала 90-х годов не является свойством только его таланта. Этому оказался не чужд и старейший художник-передвижник Н.Н.Ге. Достаточно вспомнить лучшие портреты Ге этого времени - Л.Н.Толстого (1884), М.П.Габаевой (1886), девочки О.Костычевой (1891), М.Л.Толстой (1891), П.А.Костычева (1892), "Автопортрет" (1892), Н.И.Петрункевич (1893). При всем многообразии решений, всем этим произведениям присуще сочетание психологической содержательности, естественности облика человека, характерных и для более ранних портретов мастера, с новым, в сравнении с 70-ми годами, нарастанием лиризма, взволнованности образа, порой особым драматизмом душевного строя и эмоциональностью пластического решения. Художник не акцентирует, как еще недавно, общественную характеристику своих моделей. Но и теперь человек по-прежнему раскрывается Ге лучшими гранями его натуры. В портретах этой поры главенствует стремление передать духовную содержательность, умственную и эмоциональную атмосферу личности. Каждый портрет - раскрытие неповторимо индивидуальной "жизни человеческого духа". Часто в них сквозит какая-то "домашняя интонация", благодаря чему возникает ощущение особой интимной близости художника к своей модели. В отдельных портретах Ге ищет пленэрных решений, как, например, в "Портрете Н.И.Петрункевич", изображенной у окна на фоне освещенного заходящим солнцем сада. Все это делает портреты Ге созвучными творческим устремлениям молодых художников рубежа века. Мы постарались показать те изменения в характере образного строя, которые отразили в искусстве переломную общественную ситуацию 80-х годов. Еще более резко и отчетливо изменения эти обнаружились во многих картинах Ге.

Последний период творчества этого мастера, падающий на конец 80-х - начало 90-х годов, позволяет видеть, до каких крайних выводов доходил в ту пору демократический реализм в живописи в поисках ответов на поставленные жизнью вопросы. Последовательность и бескомпромиссность ищущей творческой мысли в высшей мере характерны для Ге. Именно она сделала его наиболее ортодоксальным последователем учения Толстого, именно она сообщила позднему искусству мастера дух воинствующего гуманизма, трагической экспрессии и до болезненности острого чувства нравственной ответственности. Весь поздний цикл картин Ге - крик не находящей покоя человеческой совести. И трудно переоценить его критическую силу. Размышления о смысле жизни и предназначении искусства приводят Ге к Толстому уже в 1882 году. Он становится, как известно, убежденным последователем философски-нравственного учения писателя. Художнику оказалась близка критика Толстым современной цивилизации, его непримиримость ко всем формам насилия и угнетения. И хотя Ге разделял утопическую веру писателя в силу самоотречения, самопожертвования и любви, главное в его искусстве - страстный протест против общественной несправедливости.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru