Зограф Н.Ю. "К вопросу об эволюции искусства передвижников в 1880-1890-е годы"
В "общечеловеческом" характере гуманизма этих портретов нетрудно увидеть параллель с тем тяготением к всеобщим проблемам бытия, которые мы отмечали как типичные для данного времени. Но если в портрете нравственная оценка человека утрачивает открыто общественную окраску, то в этом нельзя видеть, как делали некогда вульгарные социологи, некое умаление идейности искусства.
Идейная программа старого народничества исчерпала себя. Новую - искали в упорной работе мысли. И само искусство 80-х годов есть документ этой работы. И в этом смысле репинский портрет 80-х годов - не только высшая точка в мастерстве психологического реализма второй половины века, но и яркое утверждение позитивных ценностей, опровергающих любые формы духовного рабства от бюрократического чинопочитания, официальной церковности до "непротивления злу".
Именно в портрете новая проблематика в искусстве 80-х годов находит свое наиболее непредвзятое художественное выражение, определив во многом и, может быть в самом главном, последующее развитие русского реализма - в первую очередь в творчестве его лидера, ученика И.Е.Репина - В.А.Серова.
Лирическое начало, поэзия, увлеченность характерным своеобразием натуры, присущие портретным образам молодого Серова в период 1880-1890-х годов, в своей исходной позиции развивают то "Общечеловеческое", тот высокий гуманизм, что составляло содержание лучших работ Репина 1880-х годов.
Поэтому не случайно, что на рубеже двух десятилетий Репин, в свою очередь, смог войти в круг живописных исканий художников следующего за ним поколения. Об этом, в частности, говорят такие его пленэрные работы, как портреты дочерей - "Осенний букет" (1892) и "На солнце" (1900), "Белорус" (1892), в которых присутствует "серовское начало" - стремление к поэтизации образа, лирическому преображению натуры, пленэру.
Мы не имеем возможности сколько-нибудь полно охарактеризовать здесь портретное творчество Репина переходной поры на рубеже 80-90-х годов, когда наряду с очень плодотворными исканиями нового - портреты М.О.Микешина, К.М.Фофанова (1888) - появляются неудачные работы, свидетельствующие об известном кризисе в творчестве большого мастера. Нам важно было лишь подчеркнуть на примере его творчества, что старшие мастера-передвижники стремились войти в новое, возникшее на основе их же творчества движение, дав молодежи импульсы нового понимания образа, возможность в свою очередь осваивать их опыт.
Отмеченная особенность репинских портретов 80-х - начала 90-х годов не является свойством только его таланта. Этому оказался не чужд и старейший художник-передвижник Н.Н.Ге.
Достаточно вспомнить лучшие портреты Ге этого времени - Л.Н.Толстого (1884), М.П.Габаевой (1886), девочки О.Костычевой (1891), М.Л.Толстой (1891), П.А.Костычева (1892), "Автопортрет" (1892), Н.И.Петрункевич (1893).
При всем многообразии решений, всем этим произведениям присуще сочетание психологической содержательности, естественности облика человека, характерных и для более ранних портретов мастера, с новым, в сравнении с 70-ми годами, нарастанием лиризма, взволнованности образа, порой особым драматизмом душевного строя и эмоциональностью пластического решения.
Художник не акцентирует, как еще недавно, общественную характеристику своих моделей. Но и теперь человек по-прежнему раскрывается Ге лучшими гранями его натуры. В портретах этой поры главенствует стремление передать духовную содержательность, умственную и эмоциональную атмосферу личности. Каждый портрет - раскрытие неповторимо индивидуальной "жизни человеческого духа".
Часто в них сквозит какая-то "домашняя интонация", благодаря чему возникает ощущение особой интимной близости художника к своей модели. В отдельных портретах Ге ищет пленэрных решений, как, например, в "Портрете Н.И.Петрункевич", изображенной у окна на фоне освещенного заходящим солнцем сада.
Все это делает портреты Ге созвучными творческим устремлениям молодых художников рубежа века.
Мы постарались показать те изменения в характере образного строя, которые отразили в искусстве переломную общественную ситуацию 80-х годов. Еще более резко и отчетливо изменения эти обнаружились во многих картинах Ге.
Последний период творчества этого мастера, падающий на конец 80-х - начало 90-х годов, позволяет видеть, до каких крайних выводов доходил в ту пору демократический реализм в живописи в поисках ответов на поставленные жизнью вопросы.
Последовательность и бескомпромиссность ищущей творческой мысли в высшей мере характерны для Ге. Именно она сделала его наиболее ортодоксальным последователем учения Толстого, именно она сообщила позднему искусству мастера дух воинствующего гуманизма, трагической экспрессии и до болезненности острого чувства нравственной ответственности. Весь поздний цикл картин Ге - крик не находящей покоя человеческой совести. И трудно переоценить его критическую силу.
Размышления о смысле жизни и предназначении искусства приводят Ге к Толстому уже в 1882 году. Он становится, как известно, убежденным последователем философски-нравственного учения писателя. Художнику оказалась близка критика Толстым современной цивилизации, его непримиримость ко всем формам насилия и угнетения. И хотя Ге разделял утопическую веру писателя в силу самоотречения, самопожертвования и любви, главное в его искусстве - страстный протест против общественной несправедливости.
продолжение...
|