Зограф Н.Ю. "К вопросу об эволюции искусства передвижников в 1880-1890-е годы"
Развитие капиталистических отношений в стране, скованной крепостнически-бюрократической системой, двойной гнет над крестьянским миром, вся действительность пореформенной России ставили перед художником большие и очень трудные вопросы.
В этих условиях наиболее прозорливые из числа людей, размышлявших об искусстве, такие, как Н.А.Добролюбов, а в особенности М.Е.Салтыков-Щедрин, звали "исследовать жизнь", вглядываться в новые, только еще складывающиеся облики современной действительности.
На гребне освободительного движения 70-х годов формируется передвижничество. Конечно, было бы неверно отождествлять его идейно-художественное содержание с политической программой революционного народничества. Но, бесспорно, передвижники и их искусство - порождение той же эпохи, того же демократического движения, что и народники-семидесятники, с их верой в идеалы 60-х годов, в возможность крестьянской революции, с их неутомимыми поисками связи с народом 6.
На этой почве рождается искусство передвижников в первое десятилетие существования Товарищества. Характернейшей особенностью этого этапа являются большие народные эпопеи, "хоровые картины", провозвестием которых стали репинские "Бурлаки", а апогей отмечен "Стрельцами" Сурикова, "Крестным ходом" Репина, начатыми еще в конце 70-х годов; полотнами на крестьянские темы Савицкого ("Встреча иконы", 1878), Максимова ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", 1875) и других.
Пристальное изучение народной стихии, выявление духовных сил, таящихся в русском мужике, - вот один из главнейших мотивов искусства семидесятников.
Стремление раскрыть душу народа, его высокие моральные качества, подчас богатство и сложность натуры выразилось не только в больших композициях, но и в изображении крестьянских типов, столь характерных для этого времени. Это и "Полесовщик" (1874) Крамского, в котором таится бунтарь "из тех, что шли в полки Разина и Пугачева", это и "Мужик с дурным глазом" (1877), и "Мужичок из робких" (1877) Репина, и лучший, наиболее глубокий из всех образ репинского "Горбуна" (1881).
К 80-м годам в искусстве передвижников назревают сдвиги, о чем мы говорили выше. Чтобы понять их источники, надо вкратце охарактеризовать состояние русской общественной жизни того времени.
Вслед за революционной ситуацией 1879-1880 годов и выступлением первомартовцев начинается жестокая реакция и разгром движения радикальной интеллигенции.
Но самое главное заключается в том, что глубокий внутренний кризис переживает самое народничество. Надежды на крестьянскую революцию не оправдались, хождение в народ потерпело крах, проникновение капиталистических отношений в деревню развеяло иллюзии "мужицкого социализма". В этих условиях родилась народовольческая программа с ее упованием на героизм горстки интеллигенции и ставкой на индивидуальный террор.
Мужик не пошел в революцию, и это обусловило изменение плана народнических взглядов на жизнь. Со всей остротой встает проблема интеллигенции, ее роли, ее ответственности и ее общественного и нравственного долга. "Прежде "народного вопроса" должен быть разрешен "вопрос интеллигенции". Только свободная интеллигенция, во всеоружии своих прав и свободной мысли, может слить свои интересы с интересами народа", - писал в эти годы Н.Н.Златовратский.
Передвижники отозвались на этот поворот в общественной атмосфере. Еще в конце 70-х годов Репин - крупнейший талант среди своих товарищей - острым чутьем художника уловил назревавшую проблему трагического разлада интеллигенции и народа. В 1878 году возникает тема "Ареста пропагандиста", годом позднее - "Отказ от исповеди".
Ярошенко обращается к изображению революционной интеллигенции - создает картину "У Литовского замка" (1879-1881), навеянную непосредственно процессом Веры Засулич, "Заключенный" (1878), затем "Студент" (1881), портрет П.А.Стрепетовой (1884) - образ собирательный, трагический, в котором художник воплотил всю душевную боль и всю нравственную силу, характерные для героического поколения передовых людей 80-х годов.
Кульминирует данная тема у Репина в "Не ждали", наиболее значительной и наиболее сложной по смыслу картине этого тематического круга. К ней мы вернемся немного позже. Пока лишь отметим, что тематическая "переакцентировка" коснулась не только произведений, сюжетно связанных с образами интеллигенции.
Различие между "Стрельцами" и "Боярыней Морозовой" Сурикова тому свидетельство; в первом случае трагедия самого народа, во втором - героя, встречающего глубокое, но молчаливое сострадание толпы, трагическое одиночество героя, как увидим далее, получит заостренное выражение в поздних вещах Ге.
Но 80-е годы принесли с собою не только обострение интереса к передовым представителям общества с их социальными и нравственными вопросами. Корни совершающихся в обществе сдвигов лежали глубже. Если в предшествующее десятилетие радикальная интеллигенция, опираясь на заветы шестидесятников, знала "что делать", то теперь она вновь оказалась поставленной перед этим вопросом: каковы дальнейшие пути страны, как будет "укладываться" только что "переворотившаяся" действительность.
Об этом тогда задумывалась вся мыслящая Россия.
Здесь нет возможности характеризовать сложную и противоречивую картину духовной жизни 80-90-х годов, но нужно все-таки отметить, что все направления, все оттенки тогдашней социальной, философской и эстетической мысли проникнуты общим стремлением понять, что происходит, куда движется русское общество и что в сложившихся условиях следует делать.
Над этим вопросом бьется народничество, на него дают свои ответы Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский, а с фланга реакции - о том же размышляют великие - В.С.Соловьев и К.Н.Леонтьев. И не случайно именно в 80-е годы начинается тяга к марксизму, а вскоре складывается сам русский революционный марксизм.
продолжение...
|