На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



На острове Валааме,
Архип Куинджи, 1873


Тихая обитель,
Исаак Левитан, 1891


Бурлаки на Волге,
Илья Репин, 1873

   
Зограф Н.Ю. "К вопросу об эволюции искусства передвижников в 1880-1890-е годы"

Развитие капиталистических отношений в стране, скованной крепостнически-бюрократической системой, двойной гнет над крестьянским миром, вся действительность пореформенной России ставили перед художником большие и очень трудные вопросы. В этих условиях наиболее прозорливые из числа людей, размышлявших об искусстве, такие, как Н.А.Добролюбов, а в особенности М.Е.Салтыков-Щедрин, звали "исследовать жизнь", вглядываться в новые, только еще складывающиеся облики современной действительности.

На гребне освободительного движения 70-х годов формируется передвижничество. Конечно, было бы неверно отождествлять его идейно-художественное содержание с политической программой революционного народничества. Но, бесспорно, передвижники и их искусство - порождение той же эпохи, того же демократического движения, что и народники-семидесятники, с их верой в идеалы 60-х годов, в возможность крестьянской революции, с их неутомимыми поисками связи с народом 6. На этой почве рождается искусство передвижников в первое десятилетие существования Товарищества. Характернейшей особенностью этого этапа являются большие народные эпопеи, "хоровые картины", провозвестием которых стали репинские "Бурлаки", а апогей отмечен "Стрельцами" Сурикова, "Крестным ходом" Репина, начатыми еще в конце 70-х годов; полотнами на крестьянские темы Савицкого ("Встреча иконы", 1878), Максимова ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", 1875) и других. Пристальное изучение народной стихии, выявление духовных сил, таящихся в русском мужике, - вот один из главнейших мотивов искусства семидесятников.
Стремление раскрыть душу народа, его высокие моральные качества, подчас богатство и сложность натуры выразилось не только в больших композициях, но и в изображении крестьянских типов, столь характерных для этого времени. Это и "Полесовщик" (1874) Крамского, в котором таится бунтарь "из тех, что шли в полки Разина и Пугачева", это и "Мужик с дурным глазом" (1877), и "Мужичок из робких" (1877) Репина, и лучший, наиболее глубокий из всех образ репинского "Горбуна" (1881). К 80-м годам в искусстве передвижников назревают сдвиги, о чем мы говорили выше. Чтобы понять их источники, надо вкратце охарактеризовать состояние русской общественной жизни того времени. Вслед за революционной ситуацией 1879-1880 годов и выступлением первомартовцев начинается жестокая реакция и разгром движения радикальной интеллигенции. Но самое главное заключается в том, что глубокий внутренний кризис переживает самое народничество. Надежды на крестьянскую революцию не оправдались, хождение в народ потерпело крах, проникновение капиталистических отношений в деревню развеяло иллюзии "мужицкого социализма". В этих условиях родилась народовольческая программа с ее упованием на героизм горстки интеллигенции и ставкой на индивидуальный террор. Мужик не пошел в революцию, и это обусловило изменение плана народнических взглядов на жизнь. Со всей остротой встает проблема интеллигенции, ее роли, ее ответственности и ее общественного и нравственного долга. "Прежде "народного вопроса" должен быть разрешен "вопрос интеллигенции". Только свободная интеллигенция, во всеоружии своих прав и свободной мысли, может слить свои интересы с интересами народа", - писал в эти годы Н.Н.Златовратский.

Передвижники отозвались на этот поворот в общественной атмосфере. Еще в конце 70-х годов Репин - крупнейший талант среди своих товарищей - острым чутьем художника уловил назревавшую проблему трагического разлада интеллигенции и народа. В 1878 году возникает тема "Ареста пропагандиста", годом позднее - "Отказ от исповеди". Ярошенко обращается к изображению революционной интеллигенции - создает картину "У Литовского замка" (1879-1881), навеянную непосредственно процессом Веры Засулич, "Заключенный" (1878), затем "Студент" (1881), портрет П.А.Стрепетовой (1884) - образ собирательный, трагический, в котором художник воплотил всю душевную боль и всю нравственную силу, характерные для героического поколения передовых людей 80-х годов. Кульминирует данная тема у Репина в "Не ждали", наиболее значительной и наиболее сложной по смыслу картине этого тематического круга. К ней мы вернемся немного позже. Пока лишь отметим, что тематическая "переакцентировка" коснулась не только произведений, сюжетно связанных с образами интеллигенции. Различие между "Стрельцами" и "Боярыней Морозовой" Сурикова тому свидетельство; в первом случае трагедия самого народа, во втором - героя, встречающего глубокое, но молчаливое сострадание толпы, трагическое одиночество героя, как увидим далее, получит заостренное выражение в поздних вещах Ге.
Но 80-е годы принесли с собою не только обострение интереса к передовым представителям общества с их социальными и нравственными вопросами. Корни совершающихся в обществе сдвигов лежали глубже. Если в предшествующее десятилетие радикальная интеллигенция, опираясь на заветы шестидесятников, знала "что делать", то теперь она вновь оказалась поставленной перед этим вопросом: каковы дальнейшие пути страны, как будет "укладываться" только что "переворотившаяся" действительность. Об этом тогда задумывалась вся мыслящая Россия. Здесь нет возможности характеризовать сложную и противоречивую картину духовной жизни 80-90-х годов, но нужно все-таки отметить, что все направления, все оттенки тогдашней социальной, философской и эстетической мысли проникнуты общим стремлением понять, что происходит, куда движется русское общество и что в сложившихся условиях следует делать. Над этим вопросом бьется народничество, на него дают свои ответы Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский, а с фланга реакции - о том же размышляют великие - В.С.Соловьев и К.Н.Леонтьев. И не случайно именно в 80-е годы начинается тяга к марксизму, а вскоре складывается сам русский революционный марксизм.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru