На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



На острове Валааме,
Архип Куинджи, 1873


Тихая обитель,
Исаак Левитан, 1891


Бурлаки на Волге,
Илья Репин, 1873

   
Зограф Н.Ю. "К вопросу об эволюции искусства передвижников в 1880-1890-е годы"

Время "малых дел" наступило не только потому, что в условиях правительственного террора иссякла революционная энергия передовых людей, главное потому, что была утеряна перспектива и цель. "Оборвалась руководящая нить жизни", как выразился Н.К.Михайловский. Этим в значительной мере объясняется отстранение от политической борьбы многих крупных деятелей литературы и искусства именно в это время. Толстовская программа провозглашала отречение от политики. "Пишущим людям, особливо художникам, пора уже сознаться, - писал А.П.Чехов, - что на этом свете ничего не разберешь". "Революции в России никогда не будет..." "Никто не знает настоящей правды". Как известно, для Чехова характерно было оставаться в стороне от всякой политической злободневности.
Короленко писал о Чехове: "Русская жизнь закончила с грехом пополам один из своих коротких циклов и в воздухе чувствовалась необходимость некоторого "пересмотра", чтобы пуститься в путь дальнейшей борьбы и дальнейших исканий. И поэтому самая свобода Чехова от партий данной минуты, при наличности большого таланта и большой искренности, - казалась мне тогда некоторым преимуществом". Было ли это "преимуществом" - особый вопрос. Но, что это было обусловлено тем, что "пора дела" уступила "эпохе мысли", бесспорно. Такая позиция не была достоянием одного Чехова. Достаточно в этом плане вспомнить художественную молодежь, людей его поколения из числа наиболее талантливых - В.А.Серова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, которые, как и А.П.Чехов, создали непреходящие ценности на новом этапе развития русского реалистического искусства. Таким образом, духовная ситуация 80-х годов отнюдь не сводится к либеральному перерождению народничества или шире - к наступлению некоего "безвременья". Шел интенсивный процесс поисков пути и смысла жизни. И здесь огромную роль играли литература и искусство, взявшие на себя задачу осмыслить предназначение человека в событиях современности и самую эту современность. Русская живопись также активно участвовала в этой интенсивной работе мысли, которая готовила страну к новому революционному подъему.

Разработка новой проблематики в искусстве 80-х годов может быть легко прослежена на творчестве художников-передвижников старшего поколения, в частности, И.Е.Репина. Творческая история картины "Не ждали" позволяет видеть, в каком направлении менялись устремления художника. Исходным пунктом, как известно, была та тема нравственной стойкости и несломленного мужества, которая была до этого раскрыта Репиным в картине "Отказ от исповеди", сюжет которой художник заимствовал из поэмы Н.Минского, появившейся в эмигрантском журнале "Народное дело" в 1879 году. Поначалу в "Не ждали" герой картины был человек не сломленный, готовый снова окунуться в борьбу. Но по мере углубления в тему - центральный образ, а вместе с ним и вся концепция картины претерпевают существенные изменения. Мы знаем, что образ вошедшего давался художнику с необычайным трудом и многократно им перерабатывался, что для одного из последних его вариантов он брал прототипом В.М.Гаршина, видимо, стремясь выявить трагическую интонацию изображенной сцены. Эти изменения в характере образа ссыльного нельзя отнести преимущественно за счет внешних воздействий на художника (как это истолковывалось в имеющейся литературе) со стороны критики и, в частности Третьякова, не принявшего "Не ждали" в ее первоначальном варианте 1884 года. Художник сам чувствовал свою погрешность против правды и искал путей выразить то, что подсказывала ему реальная действительность. А действительность к середине 80-х годов свидетельствовала о тщетности героического единоборства народовольцев с царизмом. В итоге картина приобрела иной смысл - в ней стало доминировать трагическое начало. Это усиливало психологический драматизм изображенной ситуации. Нравственная коллизия раскрылась острее и резче. Атмосфера затаенного трагизма, которую к середине 80-х годов приобрела "Не ждали", разрешилась предельной, напряженной психологической экспрессией "Ивана Грозного". Можно считать бесспорным, что основная причина зарождения темы "Грозного" - впечатления от событий, следовавших за первым марта 1881 года. О.А.Лясковская справедливо указывает, что первоначально царь должен был быть показан и разоблачен как тиран и сыноубийца.

Но по мере работы мысль художника все более отдалялась от этого первоначального замысла. На первый план выступало раскаяние убийцы, безумный ужас непоправимости совершенного. Идея картины приобретала более всеобщий смысл: убийство человека человеком предстает здесь даже не как преступление, которое требует возмездия, но как чудовищное нарушение непреложного нравственного закона. Поэтому в картине не только подчеркнуты раскаяние убийцы, бессильная что-либо поправить любовь, соединяющая отца и сына, но и выражен беспредельный ужас самого художника перед лицом открывшейся ему сцены. Репин вспоминал об атмосфере, в которой он писал своего "Грозного": "... Чувства были перегружены ужасами современности... В разгар ударов удачных мест разбирала дрожь... Я упрятывал картину, с болезненным разочарованием в своих силах - слабо, слабо казалось все это... Никому не хотелось показывать этого ужаса..." И еще: "...Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее... Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней".
Композиционный и живописный строй полотна подчинены задаче создать цельное, непосредственно захватывающее зрителя впечатление. Пространство, как бы выталкивающее выделенные светом фигуры на зрителя; натуралистические детали - старческие помутневшие безумные глаза, запятнанное кровью лицо, за которое Иван только что хватался в судороге ужаса, трясущиеся руки, прижимающие обмякшее тело царевича, кровь, хлещущая из раны, заливающая алый ковер и определяющая багровый колорит картины, - все это сливается в ощущении предельно реальной, почти отталкивающей экспрессии целого. Выразительность сцены заставляет забывать о деталях, имеющих повествовательный характер, - опрокинутом кресле, сбитом ковре, посохе - орудии убийства. Рассказа здесь нет, но - цельный в крайнем накале чувств образ.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru