На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Грачи прилетели,
Алексей Саврасов, 1871


Девочка с персиками,
Валентин Серов, 1885


Вечерний звон
Исаак Левитан, 1892

   
Коваленская Т.М. "Передвижники и художественный прогресс"

Савицкий в картине "Встреча иконы" представил русское крестьянство его времени во всей объективной правде. Он показал, что оно в тяготах своей жизни возлагало все упования на божию помощь. Сила этой картины Савицкого - в психологической убедительности образов. Здесь Савицкий одним из первых среди художников-передвижников подошел к решению труднейшей задачи, впервые поставленной перед русской живописью Александром Ивановым. Она состояла в том, чтобы представить народ как главного героя и при этом не как одноликую массу, а как "хор", в котором сплетаются, образуя слитное целое, множество разных голосов.
Задача эта потребовала от художников мастерства в изображении массовых сцен. На пути к овладению этим мастерством жанровая живопись передвижников постепенно преодолевала композиционные навыки академической школы. Они еще наличествовали в картинах Максимова "Семейный раздел" и "Приход колдуна", в картине Мясоедова "Земство обедает", но уже в Значительно меньшей степени ощущаются у Савицкого в его "Встрече иконы" и "Ремонтных работах на железной дороге". Не случайно последнюю картину А.Н.Бенуа особо выделял из всей жанровой живописи передвижников, ценя ее безыскусственность.
При этом в произведениях Савицкого сохраняется внутренняя законченность и зрительная целостность образа, которые достигнуты художником и связанностью всех компонентов картины общим движением, и объединенностью колорита, и созвучностью пейзажного образа внутреннему состоянию изображенных людей. Развитие "хорового" начала в бытовой живописи передвижников приводило к перерастанию рамок этого жанра. Оно приближало ее по масштабам художественной задачи к исторической живописи. Соответственно это сказалось и в отступлении авторов "хоровых" картин от канонического формата жанровых произведений, в тенденции к разрушению внутренней замкнутости изображенного действия путем его разворачивания в ширь картинного пространства и обращения к зрителю.

В истории мирового искусства жанр портрета занимал весьма значительное место. Это вполне относится и к русскому искусству. На протяжении всего XVIII века и дореформенной половины XIX века произведения русских портретистов определяли художественный уровень русской живописи.
Между тем в иерархии художественных жанров, установленной Академией художеств, портрет стоял на последнем месте. Считалось, что портретист - это художник, неизбежно связанный задачей воспроизведения конкретного человека, что лишало его возможности воспроизведения идеального. На самом деле портретная живопись не обладала этой возможностью только с точки зрения Академии, понимавшей идеальное как противоположность конкретно-индивидуальному и характерному. Сила портретного искусства состоит именно в том, что в нем идеальное получает жизненное наполнение, раскрывается в связи с конкретно-индивидуальным.
Все великие портретисты тем и были велики, что в конкретно-индивидуальных человеческих образах раскрывали эту высшую правду о человеке и человеческой природе. Портреты, написанные Тицианом, Веласкесом, Рембрандтом и другими выдающимися европейскими художниками, сохраняют свой интерес для человечества всех поколений, так как несут в себе всечеловеческую правду.

Русские портретисты дореформенной эпохи также были велики тем, что в созданных ими портретных образах соединяли индивидуально-особое с идеальным, выдвигали на первый план духовную индивидуальность. Русская портретная живопись дореформенной эпохи (за исключением Тропинина) изображала человека, принадлежащего к высшему, дворянскому сословию русского общества. Только для человека этого сословия существовали в крепостнической России условия, при которых он мог развить свою индивидуальность, раскрыть свою духовную сущность.

Портретная галерея, созданная русскими художниками дореформенной эпохи, отражает в себе процесс духовного роста человека из дворян, в ходе которого он пришел к осознанию себя как частицы огромного народного целого. Из высшего дворянского круга вышли и герои Отечественной войны 1812 года, и декабрьского восстания 1825 года, и величайшие поэты А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, и революционеры А.И.Герцен и Н.П.Огарев, и многие другие замечательные личности русской нации. В искусстве О.А.Кипренского нашел свое воплощение идеал прекрасной человеческой личности как он определился в представителях лучших русских людей из дворян. Портретная живопись дореформенной поры достигла своей последней вершины в искусстве К.П.Брюллова. Но в портретах этого художника нашел отражение и духовный кризис, который переживало русское общество после разгрома декабристов и жесточайшей политической реакции. На смену гармоническому герою портретов Кипренского пришел в портретах Брюллова надломленный и разочарованный человек, человек, потерявший сознание своего единства с обществом, утративший цель своих стремлений.

В искусстве Брюллова, еще не выходящем из круга светского общества, начала развиваться тенденция к возрождению парадного портрета, по преимуществу женского. Задача воспроизведения человека в гармонии внешне и внутренне прекрасного заменилась задачей воспроизведения блеска внешней красоты с некоторой долей искусственной романтизации образа. В портретах академических художников предреформенной поры главная роль принадлежала не человеческому образу, но аксессуарам роскоши, передаваемым с изощренной техникой. Наблюдая упадок портретной живописи, Стасов давал ему такое объяснение: "Между тем нынешнее время вовсе не благоприятно развитию портретной живописи: фотография почти совершенно убила портрет, и весь наш талант к нему затих, замолк, вдруг сошел со сцены". Не прошло и десяти лет с тех пор как Стасовым были написаны эти слова, как новый расцвет русского портрета в творчестве передвижников доказал, что "наш талант к нему" не "затих", и не "замолк", и не "сошел со сцены". И, очевидно, причина недавнего упадка портрета заключалась не в появлении фотографии. Она заключалась в том, что русское демократическое искусство накануне передвижнического этапа было проникнуто, по преимуществу, пафосом отрицания. А портретная живопись по внутреннему своему призванию не может служить делу отрицания. Именно поэтому все талантливое в русском искусстве 50-60-х годов отошло от портретной живописи и сосредоточило свои главные усилия в сфере сюжетной картины.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru