На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Грачи прилетели,
Алексей Саврасов, 1871


Девочка с персиками,
Валентин Серов, 1885


Вечерний звон
Исаак Левитан, 1892

   
Коваленская Т.М. "Передвижники и художественный прогресс"

Мы помним, что Курбе отвергал возможность для живописи воспроизводить невидимое, искать выражение духовного. Область искусства, с точки зрения Курбе, начиналась и кончалась зримыми и осязаемыми формами. Полемическое по отношению к романтизму противопоставление "тела" вещей невидимому в них "духу" в особенности заметно в искусстве Курбе там, где он трактует мотивы, излюбленные романтиками. Например, романтиков привлекала морская стихия именно своей переменчивостью, зыбучестью, вечным движением. И среди пейзажных картин Курбе есть изображение моря. За год до "Грачей" Саврасова появилась картина Курбе "Волна" (1870). Само ее название "Волна", то есть одна волна, показывает, что главным намерением художника явилось в данном случае намерение воспроизвести волну как одну из многообразных форм природы. И, действительно, "Волна" Курбе - это вздыбленная ветром масса воды, уже надломившаяся в своем гребне и готовая пеной опасть на берег. Но она как бы остановлена художником в своем движении, закреплена им как форма. "Прекрасное заключено в природе, - писал Курбе, - и встречается в действительности в формах самых разнообразных. С момента, как оно найдено, оно принадлежит искусству или, вернее, художнику, который сумел его видеть".

Русский художник Саврасов, в стремлении освободиться в своей живописи от романтических преувеличений, от свойственной им переизбыточности Эмоционального содержания образа, двигался в сторону, противоположную Курбе. Его работа над "зримыми" и "осязаемыми" предметными формами состояла в том, чтобы раскрыть в их оконченности неоконченность, способность к дальнейшему росту, развитию, чтобы сделать их плоть проницаемой и обнаружить в ней, кроме нее самой, еще и невидимую "душу". И если главное впечатление, производимое волной Курбе, есть впечатление тяжести массы, пригибающей ее к земле, то главное впечатление от картины Саврасова есть впечатление легкости, устремленности всех форм от земли к небу. Березы, разбуженные прилетевшими грачами, выходят из состояния зимней неподвижности и выгибаются как бы в движении потягивания. Эти "потягивающиеся" березы с шумящими в их прозрачных вершинах грачами служат в картине Саврасова доказательством реального существования в природе, кроме видимых и осязаемых форм, кроме "тела", еще и "души". Для такого художника, как Венецианов, существовала красота внешнего объективного мира - красота человека и красота природы. Поэтому и возможна была та гармония, которая предстает перед нами в его картинах. Для художника буржуазной эпохи красота была дискредитирована превращением ее в собственность. Она существовала только как содержание внутреннего мира человека. Все внешнее окружение художника, включая и природу, воспринималось как неодухотворенная материя. Обращение к внешнему миру вело к прозаизации образа. Саврасов достигает в своих картинах гармонии человека и природы через лирику. Душа самого художника, устремленная к миру природы, окрашивает ее поэтическим настроением, одухотворяет и поэтически возвышает. Деятельность передвижников первого поколения, сформировавшегося в эпоху реформы, развивалась в пору расцвета революционного народничества. Идейный крах и организационный разгром народничества в начале 80-х годов поставили на повестку дня новые вопросы, выдвинули перед прогрессивной общественной мыслью новые задачи.

Начинался период движения самих масс. Деятельность таких корифеев русского искусства, как И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, чье творчество достигло особых высот именно в 80-е годы, была подготовлена передвижниками 70-х годов. Достаточно взять только один вопрос - значение "хоровой картины" семидесятников. Бесспорно, такие произведения, как "Крестный ход в Курской губернии" или "Боярыня Морозова", рисующие народные движения и ставящие вопрос о роли народных масс в истории, были подготовлены деятельностью семидесятников. Передвижничество было представлено целой плеядой блестящих талантов. Но сделать шаг вперед в развитии русского и мирового искусства помогла им сама действительность, нарастающее в России народное демократическое движение, на гребне которого поднялось их искусство. Сочетание уже во многом сложившихся буржуазных отношений и незаурядной демократической энергии, наличие в России широких народных слоев, еще психологически не подчинившихся капитализму, дало этим художникам неповторимо удобную позицию, обеспечило их завоевания.
Они сохранили великую реалистическую традицию, которая начала надламываться в западном искусстве второй половины XIX века. Уже это было их огромной заслугой. Но они не ограничились этим. Имея перед собой человека переходной эпохи с его сложной и противоречивой психологией, человека, чьи чувства и мысли не выражаются столь рельефно, как выражались они у человека старой добуржуазной эпохи, они разработали особую форму раскрытия невидимых духовных процессов, тот "незаметный рельеф", который выступает и в портретах Крамского и в пейзажах Саврасова. В период, когда неодухотворенный и бездушный материальный мир противостоял духовному началу в человеке, французские художники, и талантливейший из них Курбе, искали поэзию в самой неодушевленной материи. Русские художники искали ее в духовном мире человека. Даже недостаток их искусства - своеобразный аскетизм был порожден стремлением противопоставить материальному миру духовное начало. Они выступили как певцы человека, как поэты, прославляющие и утверждающие его высокие духовные ценности.

в начало...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru