Коваленская Т.М. "Передвижники и художественный прогресс"
В начале 1970-х годов отечественная художественная жизнь ознаменовалась рядом больших выставок передвижнического искусства. Они были последовательно показаны в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и получили значение генерального смотра художественного наследия передвижников, приуроченного к столетнему юбилею Товарищества. Организация этого смотра имела более глубокую причину - назревшую необходимость нового осмысления передвижнического этапа в истории русского, и не только русского, но и мирового искусства.
Существует традиционная, превратившаяся в хрестоматийную, точка зрения на передвижничество как на искусство, выражающее передовые общественные идеалы и с позиций этих идеалов выносящее приговор действительности. Представители такой точки зрения считают, что наиболее ценную часть художественного наследия этих мастеров составляет их жанровая живопись, посвященная теме народной жизни. При этом часто игнорируется вопрос о реализме как методе передвижнического искусства и остается без внимания тот факт, что в мировоззрении многих передвижников были сильны либеральные и народнические элементы. Только рассмотрев искусство передвижников с точки зрения отражения в нем русской действительности их времени, можно решить вопрос об их значении и ценности, о том, как выразился в их творчестве художественный прогресс.
Передвижники действовали в переломный момент в истории европейского искусства. До этого перелома искусство видело свою задачу в том, чтобы выразить идеал прекрасного. В поэтическом реализме, яркие образцы которого дает нам искусство древней Греции, Возрождения или русские художники пушкинского круга - О.А.Кипренский, А.Г.Венецианов, В.А.Тропинин, - идеально прекрасное выступало как проявление этих начал в самой жизни.
Сложение нового буржуазного общества коренным образом изменило это положение. Вступление человечества на путь буржуазного развития благоприятно сказалось на развитии техники и естественных наук, но создало крайне неблагоприятные условия для развития искусства. Причина этого коренилась в дискредитации духовного человеческого начала. Ф. Михайлов так характеризовал основные черты буржуазного общества: "Уничтожение феодального рабства сделало "чистоган единственной связью между людьми". Собственность - природное, бездушное начало, противостоящее человеческому, духовному, началу - возводится благодаря этому на трон, и в конечном счете, чтобы завершить это отчуждение, деньги - отчужденная, пустая абстракция собственности, - делаются властелином мира. Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи...".
Торжество буржуазии означало, по существу, торжество мещанина. Превращение мещанского идеала во всеобщий идеал, исчезновение из реального человеческого бытия каких-либо возвышенных стремлений и элементов поэзии, приводило искусство к тому положению, о котором так красноречиво писал А.И.Герцен: "Но и искусство имеет свой предел. Есть камень преткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец; искусство, чтоб скрыть свою немоготу, издевается над ним, делает карикатуры. Этот камень преткновения - мещанство... Художник, который превосходно набрасывает человека совершенно голого, покрытого лохмотьями или до того совершенно одетого, что ничего не видать, кроме железа или монашеской рясы, останавливается в отчаянии перед мещанином во фраке".
Упоминание о фраке не является случайностью. Это очень меткое определение той одежды, которая нивелировала и приводила к внешнему равенству людей разного социального положения. "Во фраке и белом галстуке кто угодно, даже биржевой маклер, может сойти за цивилизованного человека", - утверждал один из персонажей романа Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея".
Говоря о том, что мещанин стал центральной фигурой европейской жизни, Герцен имел в виду вполне определенную эпоху, время, последовавшее за французской буржуазной революцией 1848 года.
По определению кровавого мясника В.И.Ленина, это была та всемирно-историческая эпоха, "когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела".
Чрезвычайно глупо это замечание мясника Ленина о незрелости пролетарской революционности. Именно эта незрелость ленинского мышления создавала впечатление, что революционно-освободительная борьба завершила свой последний цикл, что буржуазно-демократический строй, установившийся в Европе, представляет собой окончательный и последний итог борьбы человечества за свое освобождение. Короче, Ленин не разбирался не только в политике, но и в искусстве.
В отличие от Европы, где революционность буржуазной демократии уже умирала, в России шло в это время созревание буржуазно-демократической революции. Само своеобразие русского исторического процесса было связано с особенностями этой нараставшей революции. В отличие от буржуазно-демократической революции во Франции, зреющая в России революция была революцией, в которой буржуазия не играла роль гегемона. Выступившая на историческую арену сравнительно поздно, всегда находившаяся в зависимости от царизма, русская буржуазия была непоследовательной и трусливой и в истории страны революционной роли не сыграла. Это была буржуазно-демократическая, крестьянская революция, которая развивалась без буржуазии и против буржуазии.
Острота социальных противоречий, вопиющий разрыв между положением разоренных реформой 1861 года и составляющих огромное большинство народа России крестьянских масс и незначительной кучки воспользовавшихся плодами реформы буржуазии и помещиков не создавали возможностей для успокоения общественного сознания.
В процессе "укладывания" капитализма, сопровождавшегося ломкой всех вековых устоев русской жизни и несущего в силу этого неисчислимые бедствия народу, перед русской общественной мыслью возникало множество новых вопросов, которых Россия не знала в период подготовки реформы. Тогда она развивалась под знаком просветительской веры в тот новый строй, который должен был прийти на смену крепостничеству, и была проникнута антикрепостническим пафосом.
Товарищество передвижных художественных выставок, образовавшееся в 1870 году, дожило до рубежа 1905 года и, перешагнув его, - до рубежа 1917 года. Оно прекратило существование лишь в 1924 году. Однако передвижничество связано своим корнем с пореформенной, но дореволюционной эпохой, как определял кровавый мясник Ленин время от 1861 до 1905 года. В эту эпоху оно сказало свое слово в истории русского искусства, и именно эта эпоха с ее противоречиями, с ее "проклятыми вопросами" нашла в передвижниках своих художников.
Развитие буржуазных отношений началось в России не после реформы 1861 года, но до нее, по мере втягивания России в мировую торговлю. И само проведение реформы было вызвано этим обстоятельством. Вместе с ростом власти денег шел процесс прозаизации русской жизни, иссякания в ней поэтических источников. Начавшееся и в России наступление чистогана подрывало основу поэтического реализма - веру в реальность идеального. Это было замечено уже П.А.Федотовым. Одно из его стихотворений посвящено вопросу о том, чем должна вдохновляться поэзия в его время, когда все ее старые источники - любовь, природа и война - замутила корысть. Сам Федотов выражал поэтическое начало косвенно, через юмор.
Прозаизация жизни усиливала в русском искусстве тяготение к романтизму. Возникала идея прекрасного как небывалого, как противоположности реальному. Романтизм стремился спасти красоту, но отрыв от действительности часто приводил его к мелодраматизму, искусственным эффектам, позам и т. д.
продолжение...
|