На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Лунная ночь
на Днепре,
Архип Куинджи, 1880


У омута,
Исаак Левитан, 1892


Боярыня Морозова,
Василий Суриков, 1887

   
Сарабьянов Д.В. "Передвижники и их предшественники"

Но есть ли это такая черта, которая сознательно воспринимается передвижниками от этих дальних предшественников? Вряд ли. Это - предшественники уже не осознаваемые как предшественники, не "субъективные", а "объективные". То, что их роднит, касается самых общих черт нового русского искусства и особенностей его развития в XIX веке. Здесь уже понятие "передвижники" переходит в другое качество. Речь должна уже идти о последовательных этапах развития русской живописи. По этим Этапам можно было бы идти и дальше, вплоть до петровского времени, когда впервые художники сделали своим предметом реальную жизнь и человека. Петровское время в чистом виде дает идею практического назначения искусства, идею, с которой явно перекликается передвижничество. Но это опять-таки родовые признаки нового русского искусства, которые характеризуют и его начало, и XIX век - с передвижничеством в центре, - и начало XX столетия, которое рассчитывало на практическое переустройство жизни с помощью искусства. Мы проследили самую очевидную линию преемственности в русской живописи, ведущую к передвижникам. И пока в стороне осталась огромная фигура Александра Иванова, не умещающаяся обычно в рамки какой бы то ни было регламентации. А.Иванов, казалось бы, должен быть истолковав, как еще более косвенный предшественник передвижников, чем венециановцы и тем более Федотов. Однако это не так.

Дело в том, что Иванов как наследие для передвижников существовал "в ином слое". Это наследование, в основном, шло не по линии жанра, не по линии сюжета, композиционных или живописных приемов, не по линии идей, реализованных в произведениях искусства. Иванов был велик для своих потомков силой пророчества, представлением о роли художника. Пророчество было им сродни и в конечном счете перерастало в просветительство. Правда, все вышесказанное требует оговорки.
Было и наследование в конкретных проблемах творческого метода, но оно было эпизодичным, его плоды не составили такой определенной линии, какая ясно прочерчена в истории русской живописи бытовым жанром, начиная от Федотова и кончая Репиным. Ге руководствовался в некоторой степени картиной Иванова, работая над "Тайной вечерей", но затем, в передвижнические времена, Иванова оставил. Репин восхищался "Явлением Мессии", живостью фигур, реальностью ситуации. Крамской принял из рук Иванова евангельский сюжет как идею большой исторической картины. В.И.Суриков неожиданно вышел на "ивановские рубежи" в работе над "Боярыней Морозовой". Дело не только в характере работы над этюдами и эскизами, но и в том соединении пленэра и монументальной формы, над которыми бился Иванов. Эти примеры можно было бы, наверное, во много раз умножить. Но, во-первых, все эти "выходы" были разные, каждый воспринимал Иванова на свой лад и глядел на него со своей позиции. Почти так можно было смотреть на Леонардо да Винчи или на Рембрандта. Во-вторых, все эти явления не составили единого ряда. Кроме того, можно найти такое же количество случаев непризнания и непонимания Иванова. Пейзажи его, хотя и были известны, не имели продолжения. Духовная проблематика его искусства в полную меру не была понята и воспринята его последователями. Что же касается идеи высокого назначения художника, его пророческой или учительской функции, то она имела прямое продолжение в русской живописи середины и второй половины XIX века. Это был тот мост, по которому романтизм переходил в критический реализм. Можно даже сказать, единственный мост. Ибо в конкретном художественном творчестве реализм утверждал себя, отрицая романтизм. Может быть, лишь портретный жанр избежал этого отрицания. В отличие от других европейских школ, где романтическая линия тянется через весь XIX век, в русской живописи начало 60-х годов обозначило резкий разрыв с романтической традицией. Тем более активно рвалась по этому пути вперед ивановская идея. Разрушив прежние рамки романтической исключительности гениальной личности, она обрела новый, демократический характер, она реализовалась в коллективной воле.

В пределах самого романтизма исключительно важным было то разделение на концепцию этическую и артистическую, которое в чистом виде воплотилось в противостоянии А.А.Иванова и К.П.Брюллова. Этический романтизм в условиях России последекабристского времени, в годы А.И.Герцена и В.Г.Белинского, в период деятельности Н.В.Гоголя и молодого Ф.М.Достоевского приобрел перспективу, напитался социальным смыслом. И хотя тот дух практической целесообразности, который несли с собой передвижники в общей своей массе, был бы неприемлем Иванову, он сам оставался путеводной звездой и для лучших передвижников, и для идеи их коллективного служения истине, правде, своему народу. Если идти от Иванова по романтическому пути вглубь, то перед нами возникнут явления, все меньше и меньше связанные с передвижниками. Не следует прибегать к насилию и зачислять в ряды предшественников передвижничества О.А.Кипренского или А.О.Орловского, Сильвестра Щедрина или А.Г.Варнека. В России смены поколений всегда были решительными.
В заключение важно подчеркнуть, что Товарищество имело за спиной большую традицию. Но в еще большей мере важна не просто прямая линия, подводящая к передвижникам, а та общая тенденция развития художественной культуры в XIX столетии, которая должна была реализоваться в таком явлении, как передвижничество. Можно сказать, что эту историческую задачу Россия полностью исчерпала.

в начало...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru