На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Лунная ночь
на Днепре,
Архип Куинджи, 1880


У омута,
Исаак Левитан, 1892


Боярыня Морозова,
Василий Суриков, 1887

   
Сарабьянов Д.В. "Передвижники и их предшественники"

Кроме того, существовала и другая причина. Артель была довольно случайной по составу. Ее мудрость, ее деятельность, ее новаторство воплотились прежде всего в фигуре самого И.Н.Крамского. По существу, кроме Крамского, ни один из артельщиков не стал деятельным передвижником. Дело, видимо, не только в том, что они боялись сделать еще один шаг, направленный против Академии, но и в том, что они к концу 60-х годов не составляли передового отряда русской живописи. Передовым отрядом, истинными предтечами передвижников были живописцы-москвичи. Здесь мы опять сталкиваемся с извилистостью пути и сложностью развития искусства. Петербург дал Артель, не будучи богат кадрами подлинно талантливых художников. Москва не знала столь передовой для 60-х годов формы объединения; но она имела "сильный отряд" живописцев-жанристов, сплоченный, вышедший из одного источника - из прогрессивного по своим педагогическим установкам Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Этих жанристов мы и должны считать подлинными художниками-просветителями 60-х годов. Они-то и передали этот опыт художественного просветительства Товариществу, войдя в него и принеся с собой богатые и необходимые передвижникам традиции демократической живописи.

Случайность состава Артели нетрудно объяснить: это был несостоявшийся выпуск Академии за один год, где могли и должны были быть, как всегда, люди талантливые (например, И.Н.Крамской) и неталантливые (как, например, "рядовой" артельщик Б.Б.Вениг). Кроме того, все они уже успели приобрести академическую закалку. В Петербурге, где господствовала Академия, даже талантливые мастера, такие, как М.И.Песков, Н.С.Шустов или А.И.Морозов, не могли выработать новых принципов. Песков в своей "Пирушке офицеров" оставался на уровне жанра конца 40-х годов. Морозов, больше того, уходил своими корнями в традиции А.Г.Венецианова; его произведения, несмотря на то обаяние, которое от них исходит, были ориентированы назад. В.И.Якоби, на заре 60-х годов сделавший важные шаги в развитии жанра, а позже стоявший близко к Артели, довольно скоро истощил свои возможности и в дальнейшем стал одним из организаторов академических выставок, направленных против передвижников.
В 60-е годы история, как часто бывает, свершая свой выбор между Петербургом и Москвой, остановила его на последней. Этому способствовала особая ситуация, сложившаяся в среде московских живописцев и открывшая большие возможности для развития реалистического бытового жанра. Москвичи-шестидесятники породили некое новое качество - они составили целое направление демократического искусства, сменив этим направлением то чередование отдельных крупных индивидуальностей, которое было характерно для 30-40-х годов. Говоря об этом новшестве, мы не ставим вопрос о художественном качестве, а лишь - об исторической закономерности, которая вела к передвижничеству, как к направлению. Предтечей этого направления были шестидесятники-москвичи. Пусть у них не было своего объединения, пусть выставлялись они либо в стенах Училища, либо на выставках Общества любителей, - это не меняло сути дела. Это московское движение 60-х годов имело своего вожака - В.Г.Перова, ставшего затем одним из вождей передвижничества; имело свою сюжетно-тематическую общность, которая сложилась не без помощи современной им литературы и театра, развившего реалистическо-бытовые тенденции именно на московской почве. Оно обладало также формальной общностью, выработав собственные композиционные и живописные приемы, в какой-то мере использовав при этом опыт 40-50-х годов. В этом направлении естественно сложилась своя регламентация жанров, в его жанровой системе единственным полноправным господином был бытовой жанр.

Наконец, у шестидесятников проявилась одна из тех черт, которые определяют сущность передвижничества. Они как бы растворяли индивидуальное в общем, направленческом. Прежде в русском искусстве, если не брать период средневековья, не так уж часто обнаруживалась эта тенденция, и только в тех направлениях и стилях, которые имели твердую систему регламентации, например, в классицизме. Если же взять в качестве примера все портретное искусство XVIII-начала XIX века, где в более естественно-свободных формах проходило развитие образное и формальное, мы не найдем столь сильного тяготения к общности. То же можно сказать и о пейзаже конца XVIII-первой половины XIX века, несмотря на существование в нем таких устоявшихся школ, как, например, школа Максима Воробьева.
Может быть, это тяготение к общности также явилось одним из поводов для объединения в Товарищество? Вспомним, как сложно складывались отношения в Товариществе в тех случаях, когда дело шло о ярко выраженной индивидуальности, шедшей в разрез с общими принципами передвижников, - например, у Н.Н.Ге, "изживавшего свое прошлое", а потом "дожидавшегося будущего"; или у А.И.Куинджи, не ужившегося среди передвижников. Те же передвижники, которые, будучи сильными индивидуальностями, выражали тем самым общую закономерность (как, например, И.Е.Репин), оказывались как бы узаконенными вожаками Товарищества. Может быть, это стремление к единству было особенностью объединения вообще? Если передвижники не хранили в своей памяти опыт средневековых братств, а, напротив, выступали с совершенно новой программой, может быть, его хранила сама история? Но так или иначе направленческое возобладало, и прямым предшественником здесь стала реалистическая живопись 60-х годов в ее московском варианте, во главе с Перовым.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru