На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Лунная ночь
на Днепре,
Архип Куинджи, 1880


У омута,
Исаак Левитан, 1892


Боярыня Морозова,
Василий Суриков, 1887

   
Сарабьянов Д.В. "Передвижники и их предшественники"

Девятнадцатый век долгое время готов был "разрешиться" той формой художественной деятельности, которая реализовалась в передвижничестве. В середине века все время назревал конфликт передовой части художников с Салоном, с официальными выставками. Наибольшего накала этот конфликт достиг в отношениях Гюстава Курбе с жюри международной выставки и в устройстве им персонального "Павильона реализма". Сопровождаемая декларацией организация этого павильона имела явно программный характер. Дело упиралось не только в выставочное место, речь шла об оформлении нового направления в искусстве. Шесть лет спустя - в 1861 году (за два года до "бунта 14-ти") вслед за молодежью Бельгии и Голландии парижские ученики Школы изящных искусств покидают Академию, объявляя себя учениками Курбе и призывая его в качестве учителя в проектируемую мастерскую. Мастерской не получилось, "парижская артель" не состоялась. В основном борьба разворачивалась вокруг Салонов.

Создание "Салона отверженных" соответствовало по времени возникновению Артели. Выставки, устраивавшиеся импрессионистами у Надара, почти совпали с выставками передвижников. Однако, думается, это сопоставление, лишь в чем-то касаясь существа дела, в основном имеет внешний характер. Объединяющее существо слишком общее - это тяга к новым выставочным и организационным формам. Сами эстетические программы этих двух направлений русской и французской живописи слишком далеки друг от друга. "Салон отверженных" и выставки импрессионистов показывают, что Франция "прошла мимо" того исторического этапа, который имел место в России. Именно "прошла", ибо импрессионисты отражают иной сравнительно с передвижниками. Этап развития западноевропейского искусства, и программа передвижничества, создай они общество подобного типа, была бы для них неприемлема. Передвижникам был близок Гюстав Курбе, который остался одиночкой; организационной формы для деятельности своей и своих соратников он не нашел, да особенно и не искал в силу последовательного индивидуализма своего творчества, имевшего анархический оттенок. Можно сказать, что в некоторых странах в середине XIX века появлялись такие художественные общества, которые отдаленно напоминали Товарищество. В Германии в 1848 году Хазенклевером было создано общество "Этюдник" ("Malkasten"), к которому тяготели Лессинг и Кнаус. Творчество этих художников приобретало иногда обличительный характер. В 1866 году в Германии возник Союз немецких художников.
В Чехии в 50-е годы существовало "Объединение художников", а в 1863 году возникла "Художественная беседа", собравшая вокруг себя всех лучших деятелей культуры, в том числе и художников. В Чехии главным объединяющим началом были национальные интересы. В I860 году в Италии возникла реалистическая школа - "маккьяйоли" (от слова - "пятно"), куда входили такие видные мастера, как Синьорини, Фаттори, Лега, в более позднее время - Де Ниттис. Связанные с революционным движением Италии, обращавшиеся к явлениям повседневной жизни, будучи схожими в своих творческих устремлениях с передвижниками, они тем не менее не разработали и не утвердили своей организационной формы. В Англии общества были, в основном, королевскими. Объединения нового характера стали возникать в конце XIX - начале XX века, например, "Клуб нового английского искусства". Английскому искусству не хватало демократической устремленности, чтобы создать объединение, подобное передвижникам. В Германии, о которой уже шла речь, в основном художническая деятельность развернулась в "Сецессионах", возникших также на рубеже столетий. Однако этот этап мы не можем принимать во внимание, коль скоро темой данной статьи являются именно предшественники передвижников. Что касается послепередвижнического времени, то оно в разных странах окрашено приблизительно одинаковыми тонами. Речь идет об обилии группировок, ассоциаций и объединений, о манифестированном характере творчества их участников, о широкой и широковещательной выставочной деятельности, о быстрой смене разных направлений. В начале XX века - особенно в России - вновь возрождается мечта о цехе. Но она остается только мечтой, ибо авангардистская концепция художественного творчества разрушает цеховое устойчивое начало.

Но вернемся к передвижникам. Именно Товарищество как объединение выразило те тенденции к созданию новой формы организации художников, которые проходят через всю первую половину и середину XIX столетия. Видимо, именно Россия должна была эти тенденции реализовать. Ибо благодаря особенно сильному напряжению внутренних общественных противоречий, из-за невозможности решать самые насущные вопросы в естественной сфере политической борьбы, ввиду особенно сильной сконцентрированности социальных интересов общества в эстетической сфере русская культура наиболее полно воплотила социальные интересы XIX века. Это может показаться парадоксальным перед фактом нескольких революций, свершившихся в течение века, например, во Франции. И тем не менее это именно так. Выход в революционное свершение всей преобразующей энергии, накопившейся внутри русского общества, был закрыт. Тем более невыносимыми становились неразрешенные проблемы, которые тяжелым грузом легли на русское общество. Русская культура к середине столетия сосредоточила свое внимание на социальных и нравственных вопросах. Она жила просветительскими задачами. И это определило путь русского искусства.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru