Гольдштейн С.Н. "Юбилейные выставки, их значение для изучения наследия передвижников"
Картина "Оттепель" со столь ощутимым подтекстом социально-значимого мотива, как и некоторые более ранние произведения, живописующие деревенские пейзажи, роднила художника с творчеством передвижников. Можно думать, только за ранней смертью он не успел стать участником Товарищества, всецело разделяя задачи и цели этого объединения.
"Вид на Волге" увлекал зрителей мажорным характером замысла, мастерством пространственного решения композиции, доминантой собственно пейзажного образа при том, что значительное, центральное место отведено здесь жанровой сцене, изображению причаливших к берегу расшив с пестрой росписью кормовых частей.
Поражала сила творческого воображения художника, особая художническая память, когда мы смотрели "Заброшенную мельницу" или "Мокрый луг", исполненные с виртуозной законченностью в Крыму, вдали от тех мотивов природы, которым они посвящены.
Останавливаясь перед одним из последних произведений Васильева, перед картиной "В крымских горах", мы как бы невольно подчинялись мысли Крамского, писавшего, как известно, о том, какое высокое нравственное воздействие оказывает на человека общение с природой, а следовательно, и искусство пейзажа.
Зал, посвященный Васильеву, наталкивал на размышления о сложном, как бы не до конца разгаданном еще характере творчества этого художника. Лирическое дарование пейзажиста сочеталось в нем с пристальной наблюдательностью повествователя, реалистическое видение природы с приподнятым, романтическим восприятием ее.
В целом выставка, посвященная пейзажу, демонстрировала глубокое художественное постижение природы передвижниками. Экспонаты выставки составили цельную картину утверждения и развития национального пейзажа в реалистическом русском искусстве второй половины XIX века.
Но из выставок, организованных раздельно по жанрам, бесспорно, наиболее активную положительную реакцию вызвала выставка, посвященная портретному творчеству передвижников. Видимо, это обстоятельство не следует рассматривать как случайность. Интерес к человеку всегда составлял основу основ реалистического искусства, и это должно было найти свое отражение на выставке, посвященной творчеству передвижников.
В то же время изображение человека в искусстве, несомненно, должно было особо привлечь наше внимание, внимание людей, живущих в эпоху, отмеченную формированием новых черт морального и гражданского облика человека, уважением к человеческой личности.
Портретная выставка, безусловно, в какой-то мере ответила этим запросам. Она привлекла внимание обилием высококачественных произведений. Она, конечно, впечатляла иконографической значительностью экспонируемого материала.
Это обстоятельство само по себе послужило доказательством того, что в портретном жанре, как его понимали передвижники, в более прямой и непосредственной форме нашли разрешение вопросы положительной проблематики. Она раскрыла перед зрителем вполне определившуюся в эту эпоху область портретного жанра - изображение людей из народа.
Выставка обнаружила глубину и силу психологического метода русских портретистов, внимание к "внутреннему человеку", как говорил Салтыков-Щедрин. И отнюдь не парадоксально, как утверждается иногда, а, напротив, существенно, что такой тип портрета сложился именно в России, в годы, когда страна представляла собою передовой отряд революционного движения в Европе.
Весьма существенно отметить черту, которая раскрылась перед нами в процессе поисков и подбора материала для выставки, как некая закономерность самой художественной практики данной эпохи, - на выставке, посвященной портрету, не оказалось произведений, созданных художниками, посвятившими себя главным образом работе в этом жанре.
Корифеями портретной выставки стали Перов, Крамской, Ге, Репин, Суриков, Серов, как известно, работавшие не менее, если не более еще и в других жанрах. К этому перечню имен, в чем убедила выставка, должно быть по праву причислено имя Н.А.Ярошенко, также не ограничивавшего свою деятельность областью портрета.
Созданные им образы передовой русской интеллигенции 70-80-х годов, портретные в основе своей и наделенные в то же время выразительными социально-типическими чертами, вошли яркой страницей в историю портретного искусства его эпохи.
Напрашивается вывод: работа собственно портретиста обычно являлась такой сферой художественного творчества, где наиболее широко применялась система заказов. Это подавляло индивидуальность художника, а часто увлекало и на путь штампа.
Напрашивается и другой, не менее существенный вывод: подлинный портретист остается на высоте своей задачи, если он не ограничивает свою работу условиями и возможностями портретного сеанса. Работа над портретом тем глубже и значительней, чем шире творческий диапазон художника, его кругозор, характер его творческих запросов.
Тогда портрет несет в себе элементы образного постижения человеческой личности, как "комплекса чувств и дум" своей эпохи. Такое содержание портретного произведения имел в виду В.Г.Перов, создавая портрет Ф.М.Достоевского. Так в непосредственном живом общении с Толстым писал Крамской портрет великого писателя. Так понимал свою задачу портретиста Ярошенко.
Его портрет Стрепетовой воспринимался в ряду произведений, исполненных великими современниками художника, как образ, концентрировавший в себе богатство духовной потенции человека и ту меру гражданской скорби, которую таили в себе лучшие представители поколения, к которому принадлежала замечательная трагическая актриса.
Примечательно, что подобные портреты создавались в России в то время, когда в европейском искусстве портретный жанр в общепринятом, традиционном понимании этого определения, терял свое самостоятельное значение.
И, быть может, именно портретная выставка, организованная к столетнему юбилею передвижников, послужила одним из наиболее убедительных доказательств того, что во второй половине XIX века классические традиции реалистического искусства нашли свое наиболее глубокое претворение именно в России, в творчестве передовых русских художников, которых объединило Товарищество передвижных художественных выставок.
в начало...
|