На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Тихая обитель,
Исаак Левитан, 1891


Портрет Куинджи,
Иван Крамской, 1872


Мечты,
Василий Поленов, 1894

   
Гольдштейн С.Н. "Юбилейные выставки, их значение для изучения наследия передвижников"

Нельзя было не обратить внимания в первую очередь на столь незначительное количество на выставке произведений бытового жанра, сыгравшего такую существенную роль в искусстве предшествующего периода. Нельзя было не заметить, что на выставке не было произведений непосредственно обличительного характера. Даже Перов, чье творчество являло собой наиболее яркий и высокий пример критического реализма 60-х годов, предстал здесь как автор портретов и таких жанровых произведений, как "Рыболов" и "Охотники на привале". Современники справедливо отмечали свойственный этим произведениям мягкий юмор, стремление художника привлечь внимание к своеобразной поэзии народного быта.
Поэтическое начало составляло и суть содержания саврасовских "Грачей" и "Лунной ночи" Л.Л.Каменева, осложненное в этом последнем случае еще какими-то реминисценциями романтического характера. Ощущением грустной поэзии был по-своему проникнут и мотив зимней проселочной дороги в картине Прянишникова "Порожняки" - мотив, воспетый в свое время Каменевым, а затем и Саврасовым. К выражению поэтического восприятия природы, правда, не без некоторого оттенка салонности, казалось, стремился на этот раз и Шишкин в своей картине "Вечер" и Крамской, хотя и не сумевший в полной мере передать поэтический характер своего замысла "Майской ночи".

Реакционная критика склонна была усмотреть и приветствовать в этих особенностях выставки отказ участников ее от реализма, измену идеалам 60-х годов. Такая тенденция была свойственна критикам этого лагеря и впоследствии. Подобные суждения были в какой-то мере заключены затем и в суворинской пропаганде искусства как средства "отдохновения". Но в данном случае отказ от открытого обличения, влечение к более разностороннему восприятию натуры, новый характер портретов, экспонированных на выставке, - все это было проявлением иных, прямо противоположных тенденций. Отказавшись от методов острой сатиры, к которым прибегало искусство 60-х годов, передвижники остались верными идейным заветам своих предшественников и по-своему их углубили. Обличение обретало теперь свое действенное значение не только в силу собственно критического пафоса, но и в меру осознания позитивных, жизнеутверждающих явлений реального мира. Отнюдь не теряя чувства остроты трагических сторон современной им действительности, художники обратились и к поискам прекрасного, к поискам идеала в самой этой действительности. Это увлекало к более широкому художественному познанию окружающего мира. Обогатился жанровый репертуар искусства, и в этом смысле широко раздвинулись его границы. Близкая художнику природа, отечественная история, современный человек, представитель творческого интеллектуального труда, человек из народа, осознавший свою силу и правоту, - все это стало объектом искусства. Надо думать, именно эти новые черты его, так отчетливо обнаружившие себя на первой передвижной выставке, привлекли к ней внимание передовой художественной критики и в первую очередь Салтыкова-Щедрина, отметившего выступление передвижников как "очень знаменательное для русского искусства явление". Известно, что для великого сатирика вопросы положительной проблематики как раз к этому времени обозначились как вопросы, определяющие важнейшие положения эстетической концепции. Анализируя отдельные произведения, автор приводил своих читателей к пониманию общего уровня современного ему искусства, к пониманию необходимых перспектив его развития в свете поступательного движения общественной мысли. И в этом отношении первая передвижная выставка, ее реконструкция, была воспринята и нами, в значительной своей части, как выставка, программная для своего времени.

Картина Ге "Петр и Алексей", отмеченная современниками как центральное произведение выставки, открывала путь к новому истолкованию в искусстве исторической темы, самого течения истории как процесса, чреватого драматическими событиями. Создавая свое произведение, художник отказался от каких-либо элементов риторики или мелодраматизма в столь признанном тогда деларошевском стиле. Найдя сдержанную внешнюю характеристику своих героев при удачно выраженном драматизме ситуации, он оказался подлинным новатором в решении собственно художественных задач. Картина Ге таила в себе истоки такого толкования исторической темы, которое составило затем сильнейшую сторону исторического жанра в русском искусстве и увенчалось историческими эпопеями Сурикова. Она предопределила тот путь развития исторической живописи, по отношению к которому должны были далеко в стороне от него остаться исторические картины К.Е.Маковского с их поверхностной сюжетикой и неоправданной шумной многофигурностью, псевдоисторические произведения С.В.Бакаловича или Г.И.Семирадского, сочиненные по принципу костюмированного сценического действия, традиционные академические сочинения на исторические сюжеты и даже некоторые излишне многоречивые жанрово-исторические произведения Н.В.Неврева и А.Д.Литовченко с их обильным бутафорским декором.
Несомненно новыми чертами были отмечены и столь немногочисленные на выставке жанровые произведения. В картине "Охотники на привале", при всей "преднамеренности" ее сюжетного построения, при наличии в ней элементов дидактики, Перов обнаружил мастерство в передаче человеческих характеров, решая тем самым одну из важнейших проблем реалистической жанровой картины. Прянишников в картине "Порожняки", воссоздавая обыденное явление своего времени, достиг такой степени обобщения, при котором это явление раскрылось как нечто определяющее существенные стороны самой этой обыденности. Первое поколение передвижников - авторов картин на бытовые сюжеты овладевало широкими возможностями своего жанра. Бытописательство, низводившее жанровое произведение к бесстрастному описанию нравов или к развлекательному рассказу, уступало место проникновению, как отметил Салтыков-Щедрин, в "сокровенную сущность" изображаемых художником событий и явлений.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru