Гольдштейн С.Н. "Юбилейные выставки, их значение для изучения наследия передвижников"
Нельзя было не обратить внимания в первую очередь на столь незначительное количество на выставке произведений бытового жанра, сыгравшего такую существенную роль в искусстве предшествующего периода. Нельзя было не заметить, что на выставке не было произведений непосредственно обличительного характера.
Даже Перов, чье творчество являло собой наиболее яркий и высокий пример критического реализма 60-х годов, предстал здесь как автор портретов и таких жанровых произведений, как "Рыболов" и "Охотники на привале".
Современники справедливо отмечали свойственный этим произведениям мягкий юмор, стремление художника привлечь внимание к своеобразной поэзии народного быта.
Поэтическое начало составляло и суть содержания саврасовских "Грачей" и "Лунной ночи" Л.Л.Каменева, осложненное в этом последнем случае еще какими-то реминисценциями романтического характера. Ощущением грустной поэзии был по-своему проникнут и мотив зимней проселочной дороги в картине Прянишникова "Порожняки" - мотив, воспетый в свое время Каменевым, а затем и Саврасовым.
К выражению поэтического восприятия природы, правда, не без некоторого оттенка салонности, казалось, стремился на этот раз и Шишкин в своей картине "Вечер" и Крамской, хотя и не сумевший в полной мере передать поэтический характер своего замысла "Майской ночи".
Реакционная критика склонна была усмотреть и приветствовать в этих особенностях выставки отказ участников ее от реализма, измену идеалам 60-х годов. Такая тенденция была свойственна критикам этого лагеря и впоследствии. Подобные суждения были в какой-то мере заключены затем и в суворинской пропаганде искусства как средства "отдохновения".
Но в данном случае отказ от открытого обличения, влечение к более разностороннему восприятию натуры, новый характер портретов, экспонированных на выставке, - все это было проявлением иных, прямо противоположных тенденций.
Отказавшись от методов острой сатиры, к которым прибегало искусство 60-х годов, передвижники остались верными идейным заветам своих предшественников и по-своему их углубили.
Обличение обретало теперь свое действенное значение не только в силу собственно критического пафоса, но и в меру осознания позитивных, жизнеутверждающих явлений реального мира. Отнюдь не теряя чувства остроты трагических сторон современной им действительности, художники обратились и к поискам прекрасного, к поискам идеала в самой этой действительности.
Это увлекало к более широкому художественному познанию окружающего мира. Обогатился жанровый репертуар искусства, и в этом смысле широко раздвинулись его границы. Близкая художнику природа, отечественная история, современный человек, представитель творческого интеллектуального труда, человек из народа, осознавший свою силу и правоту, - все это стало объектом искусства.
Надо думать, именно эти новые черты его, так отчетливо обнаружившие себя на первой передвижной выставке, привлекли к ней внимание передовой художественной критики и в первую очередь Салтыкова-Щедрина, отметившего выступление передвижников как "очень знаменательное для русского искусства явление".
Известно, что для великого сатирика вопросы положительной проблематики как раз к этому времени обозначились как вопросы, определяющие важнейшие положения эстетической концепции.
Анализируя отдельные произведения, автор приводил своих читателей к пониманию общего уровня современного ему искусства, к пониманию необходимых перспектив его развития в свете поступательного движения общественной мысли. И в этом отношении первая передвижная выставка, ее реконструкция, была воспринята и нами, в значительной своей части, как выставка, программная для своего времени.
Картина Ге "Петр и Алексей", отмеченная современниками как центральное произведение выставки, открывала путь к новому истолкованию в искусстве исторической темы, самого течения истории как процесса, чреватого драматическими событиями. Создавая свое произведение, художник отказался от каких-либо элементов риторики или мелодраматизма в столь признанном тогда деларошевском стиле.
Найдя сдержанную внешнюю характеристику своих героев при удачно выраженном драматизме ситуации, он оказался подлинным новатором в решении собственно художественных задач. Картина Ге таила в себе истоки такого толкования исторической темы, которое составило затем сильнейшую сторону исторического жанра в русском искусстве и увенчалось историческими эпопеями Сурикова.
Она предопределила тот путь развития исторической живописи, по отношению к которому должны были далеко в стороне от него остаться исторические картины К.Е.Маковского с их поверхностной сюжетикой и неоправданной шумной многофигурностью, псевдоисторические произведения С.В.Бакаловича или Г.И.Семирадского, сочиненные по принципу костюмированного сценического действия, традиционные академические сочинения на исторические сюжеты и даже некоторые излишне многоречивые жанрово-исторические произведения Н.В.Неврева и А.Д.Литовченко с их обильным бутафорским декором.
Несомненно новыми чертами были отмечены и столь немногочисленные на выставке жанровые произведения. В картине "Охотники на привале", при всей "преднамеренности" ее сюжетного построения, при наличии в ней элементов дидактики, Перов обнаружил мастерство в передаче человеческих характеров, решая тем самым одну из важнейших проблем реалистической жанровой картины.
Прянишников в картине "Порожняки", воссоздавая обыденное явление своего времени, достиг такой степени обобщения, при котором это явление раскрылось как нечто определяющее существенные стороны самой этой обыденности.
Первое поколение передвижников - авторов картин на бытовые сюжеты овладевало широкими возможностями своего жанра. Бытописательство, низводившее жанровое произведение к бесстрастному описанию нравов или к развлекательному рассказу, уступало место проникновению, как отметил Салтыков-Щедрин, в "сокровенную сущность" изображаемых художником событий и явлений.
продолжение...
|