На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Тихая обитель,
Исаак Левитан, 1891


Портрет Куинджи,
Иван Крамской, 1872


Мечты,
Василий Поленов, 1894

   
Гольдштейн С.Н. "Юбилейные выставки, их значение для изучения наследия передвижников"

Портреты, экспонированные на первой передвижной выставке, впечатляли не только меткой интерпретацией индивидуальных черт той или иной модели, не только поисками психологической выразительности, но и самой иконографической значительностью их персонажей - писателей, художников, представителей научного мира. Они вызывали в какой-то мере представление о духовной среде, окружавшей передвижников с самых первых лет существования их творческого объединения. И, наконец, пейзаж - наиболее многочисленный раздел выставки, представленный не только именами упомянутых выше А.К.Саврасова и И.И.Шишкина, но и Л.Л.Каменева, А.П.Боголюбова, М.К.Клодта. При всем отличии творческого облика каждого из этих художников, всех их объединяло стремление преодолеть наследие позднее-романтического пейзажа в его академическом варианте и одновременно - традиции чисто описательного воспроизведения мотивов природы. Их объединяли поиски национального характера пейзажного образа, его эмоциональной выразительности.

В целом пейзажный раздел выставки предвещал многообразие путей, по которым пойдет затем развитие этого жанра. Сюда, к "Грачам" Саврасова, к "Сосновому бору" Шишкина, восходит в истоках своих и лирическое и эпическое истолкование мотивов природы, и мастерство реалистического пейзажа-картины, получившее заслуженное признание в искусстве второй половины XIX века. Общую картину развития этого искусства в его наиболее характерных и примечательных образцах призвана была показать выставка "Передвижники в Государственной Третьяковской галерее". При организации ее, как, впрочем, и всех последующих юбилейных выставок, естественно, чрезвычайно существенную роль играл отбор материала. В самих принципах его заключалась суть нашего представления о том, какое Значение могут иметь эти выставки для изучения наследия передвижников. Само собой разумеется, важнейшее значение при этом имел критерий художественного качества. Необходимо было найти также степень монографической полноты при показе творчества того или иного художника, притом, что в этом отношении многое определялось самой конфигурацией экспозиционных зал.
В процессе отбора определились временные границы выставки в целом. Стремясь показать творчество передвижников как живое и действенное наследие, мы не сочли возможным придерживаться формального соблюдения этих границ применительно к хронологическим датам существования Товарищества. Обращаясь к этому наследию, мы стремились привлечь внимание прежде всего к тому, что составляет наиболее ценную часть его, к произведениям, созданным, в основном, в годы становления и творческого подъема Товарищества как объединения, рожденного эпохой разночинского периода освободительного движения и именно в эти годы достигшего своего наивысшего расцвета. Так определились границы выставки, начиная от творчества Перова, его ближайших современников и кончая художниками, которые пришли в Товарищество на рубеже 1880-1890-х годов. Объединенные со своими старшими собратьями сознанием глубокой содержательности искусства живописи, его обращенности к жизни народа, поисками поэтического осмысления реальных жизненных впечатлений, эти художники составляли славу Товарищества в годы, завершавшие классический период существования этой организации.

Общеизвестно, что передвижники достигли большого мастерства в области станковой картины. Выставки Товарищества были выставками произведений картинного плана преимущественно. Признанием этих своих достижений, однако, главным образом в жанре бытовых картин, они были несомненно обязаны Стасову. Одним из первых он горячо приветствовал обращение художников к бытовым сюжетам. Не следует забывать, что Стасов был живым, непосредственным свидетелем той действительно революционной роли, какая выпала в свое время на долю бытовой живописи. С завоеванием равноправия этой живописи отпало схоластическое деление искусства на "высокие" и "низкие" жанры. И была своя глубокая историческая правда на стороне Стасова, когда в жестоких схватках со своими оппонентами он утверждал, что настоящим произведением искусства является такое произведение, содержание которого заимствовано, как он писал, из "настоящей, глубоко затрагивающей современной действительности". Однако, оставаясь и впоследствии при этом своем, по существу, справедливом убеждении и как бы не замечая новых задач, возникавших перед искусством его эпохи, он нередко в пылу полемики наделял незаслуженно высокой оценкой произведения поверхностного содержания, отличавшиеся всего лишь анекдотически-развлекательным характером. Наша задача при организации выставки "Передвижники в Государственной Третьяковской галерее" заключалась в том, чтобы показать подлинно реалистический характер искусства передвижников, обусловивший многообразие форм станкового произведения, каким они создавали его в различных жанрах. Само богатство этих форм убеждало в том, какая глубина познания жизненных явлений, какая мера художественных обобщений присуща станковому произведению как наиболее емкой форме художественного творчества.

Так, обращаясь к произведениям 60-х годов, коль скоро это были произведения, созданные будущими передвижниками, характеризующие истоки передвижнической картины, мы экспонировали небольшие станковые произведения Неврева ("Торг", "Воспитанница"), Прянишникова ("Шутники"), Перова ("Крестный ход на пасхе", "Чаепитие в Мытищах") с их остро обличительными сюжетами, изложенными в форме подробного повествования. Мы показывали и такие работы Перова, в которых обстоятельный рассказ или показ последовательно развернутого действия уступал место более лаконичным средствам выразительности, при помощи которых художник приближал зрителя к осознанию трагических сторон современного ему жизненного уклада ("Последний кабак у заставы"). Признанным мастером так называемого "малого жанра" являлся, как известно, постоянный участник передвижных выставок В.Е.Маковский. Нередко он создавал произведения поверхностного характера. Мы старались привлечь внимание к таким произведениям художника, которые были проникнуты подлинным драматизмом, отличались мастерством мизансцены, чеканной выразительностью человеческих характеров, наблюдательностью жизненных явлений ("Свидание", "На бульваре", "Крах банка").

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru