На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Тихая обитель,
Исаак Левитан, 1891


Портрет Куинджи,
Иван Крамской, 1872


Мечты,
Василий Поленов, 1894

   
Гольдштейн С.Н. "Юбилейные выставки, их значение для изучения наследия передвижников"

Столетний юбилей Товарищества передвижных художественных выставок, естественно, надлежало отметить в первую очередь в Третьяковской галерее, которую нередко справедливо называют домом передвижников. Столь же естественно, что именно здесь, в Третьяковской галерее, в силу самого характера и содержания музейной работы, речь должна была идти прежде всего о выставке, посвященной творчеству передвижников. Вместе с тем, широкая популярность художников, входивших в Товарищество, хрестоматийная известность многих главнейших произведений, созданных ими, достаточно широкое освещение их творчества в отечественной литературе побуждали настойчиво искать такой аспект выставки, при котором искусство этих мастеров могло бы получить более полное, в какой-то мере новое, а с тем вместе и объективно верное освещение. И все же эта выставка не могла состояться вне показа широко известных, этапных произведений художников, чье смелое и новаторское выступление в свое время определило новую веху в развитии русского искусства в XIX веке.

Подбор экспонатов для такой выставки снова и снова убеждал в том, что за весьма немногими исключениями это должны быть произведения, сосредоточенные в Третьяковской галерее, в основном еще стараниями и собирательским талантом ее основателя. Задача, следовательно, заключалась в том, чтобы показать эти произведения в наилучших экспозиционных условиях при чрезвычайно ограниченных в этом отношении возможностях галереи. Так была организована выставка "Передвижники в Государственной Третьяковской галерее". Она представляла собой, по существу, юбилейную реэкспозицию произведений, в большинстве своем постоянно находящихся в залах галереи. Но показанные в лучших условиях, они отчетливо демонстрировали творческое лицо объединения, общность идейно-художественной позиции его участников. Однако организация только одной этой выставки, казалось, не могла бы послужить достойным ознаменованием столь значительной даты, как столетний юбилей Товарищества. Следовало найти еще и какой-то иной угол зрения, при котором можно было бы привлечь внимание к такой существенной стороне творчества передвижников, которая до сих пор оставалась менее освещенной в целом.

Издавна, вплоть до нашего времени, продолжает прочно бытовать убеждение в том, что преобразующее значение деятельности этих художников сказалось более всего в области жанровой живописи. Было бы глубоко ошибочно умалять достижения передвижников-жанристов. Но и столь же неверно при этом недооценивать их завоеваний в области других жанров, и в частности в области портрета. Реалистическая основа их творчества сама по себе предопределяла интерес к портретному жанру. В сущности, проникновение в духовный мир человека прокладывало пути к созданию сложных жанровых и исторических композиций, позволяло и пейзажистам воспроизводить природу как некую реальную среду, в которой живет и трудится, творит и мыслит современный художнику человек. Подобными соображениями руководствовалась Третьяковская галерея, предлагая и отстаивая идею организации выставки, посвященной портретной живописи передвижников. Эта идея в свою очередь подсказала целесообразность показа творчества этих художников раздельно по жанрам с тем, чтобы сложное в целом явление можно было рассмотреть во всех его гранях, с наибольшим приближением к каждой из них. Так совместно с двумя крупнейшими нашими музеями русского искусства - Русским музеем в Ленинграде и Киевским музеем русского искусства и с привлечением материала из ряда периферийных музеев и частных собраний были организованы три выставки (портрет, пейзаж, бытовая живопись), посетившие, по примеру передвижников, четыре города. Одновременно рабочей комиссией юбилейного комитета было высказано настойчивое пожелание показать самые первые шаги Товарищества. Это пожелание было осуществлено Третьяковской галереей в виде реконструкции первой передвижной выставки. И совсем не случайно, предваряя все эти юбилейные мероприятия, однако в самой непосредственной связи с ними, по инициативе Третьяковской галереи совместно с Русским музеем была организована персональная монографическая выставка одного из основателей Товарищества - Н.Н.Ге, состоявшаяся в Санкт-Петербурге и в Москве.

Творчество этого художника ранее никогда не было показано с такой полнотой, как творчество других столь же крупных деятелей Товарищества, монографические выставки которых устраивались в Третьяковской галерее. В дореволюционное время такая выставка не могла бы состояться по условиям цензуры. Но и вплоть до последних лет по традиции, восходящей к давнему времени, произведения Ге в Третьяковской галерее, где они сосредоточены в наибольшем количестве, обычно экспонировались как бы вне основного маршрута, вне основного экспозиционного ряда. Тем самым творчество этого художника можно было рассматривать как явление стороннее по отношению к магистральной линии развития искусства второй половины XIX века. Выставка Ге убедила в ошибочности такой точки зрения. Она показала, что творчество художника, при всем его своеобразии, тесно связано с проблематикой этого искусства. К тому же отстранение Ге от основных путей развития современного ему искусства находилось в явном противоречии с его активной ролью учредителя Товарищества, по отношению к которому Н.Н.Ге был, в сущности, таким же духовным отцом его, как И.Н.Крамской и В.Г.Перов.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru