На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Тихая обитель,
Исаак Левитан, 1891


Портрет Куинджи,
Иван Крамской, 1872


Мечты,
Василий Поленов, 1894

   
Гольдштейн С.Н. "Юбилейные выставки, их значение для изучения наследия передвижников"

В новой форме станковой жанровой картины, созданной семидесятниками, "хоровой", по определению В.В.Стасова, в произведениях В.М.Максимова, К.А.Савицкого, Г.Г.Мясоедова, при известной скованности традиционными схемами композиционного построения, тем не менее раскрылись глубинные стороны народной жизни, существенные черты народных характеров. Прямая констатация тех или иных явлений шестидесятниками уступила место многоплановому исследованию. Здесь утверждал себя познавательный пафос искусства 70-х годов, что отнюдь не препятствовало этим художникам и в первую очередь Максимову создавать в своих произведениях глубоко поэтические образы, раскрывая при этом присущую им одухотворенность, таящееся в народе творческое начало. Этим же пафосом познавательности вдохновлялся и Шишкин, увлеченный методом рационалистического исследования окружающей его природы. Таким исследовательским путем создавал он свои эпические полотна, прославляющие красоту и изобилие природы ("Рожь"), придя, впрочем, впоследствии к более свободному, образному претворению восприятия пейзажа ("Лесные дали", "Дубы. Вечер").

Исследовательским путем работал Шишкин и над этюдами, составляющими чрезвычайно примечательную часть его наследия. При этом следует отметить, что в практике передвижников представление об этюде отнюдь не связывалось с представлением о приблизительности или незавершенности образной основы произведения. Тому доказательством может служить хотя бы тот общеизвестный факт, что шишкинские "Сосны, освещенные солнцем" носили название этюда, так же, как, скажем, и вся серия произведений В.Д.Поленова, посвященных путешествию по Востоку, отличающихся, несмотря на свои небольшие и даже миниатюрные размеры, полной законченностью, будь то пейзаж или фигурный этюд. Говоря о мастерстве картины в творчестве передвижников, необходимо отметить, что особое развитие получили здесь произведения, содержание которых определялось взаимопроникновением элементов различных жанров. Еще Перов, как известно, показал, каким существенным компонентом жанровой композиции является пейзаж в таких его произведениях, как "Деревенские похороны", "Последний кабак у заставы", "Утопленница". В этом убеждала и картина Прянишникова "Порожняки", о которой речь шла выше.

Тончайшим мастером такой формы станкового произведения был, как известно, Поленов, прогрессивная роль которого, заметим кстати, в Товариществе передвижников далеко еще не оценена, так же как не оценена по заслугам и его роль наставника молодого поколения, которую он исполнял, отнюдь, не только по должности преподавателя, но по призванию. Именно к форме пейзажно-бытовой картины сам художник относил свое произведение "Московский дворик", знаменовавшее собой важнейший этап в развитии пленэрной живописи в русском искусстве. Позже к такому пониманию картины будет по-своему близок А.Е.Архипов. Небольшие бессобытийные произведения его - "По реке Оке", "Обратный" неизменно рождают представление о гармоническом слиянии жизни народа с жизнью природы. Забегая несколько вперед, отметим, что этому художнику, автору картины "Прачки", так же, как и его ближайшим современникам - Н.А.Касаткину, создателю "Углекопов", С.А.Коровину и С.В.Иванову - правдивым бытописателям нищей, разоренной деревни 90-х годов, суждено будет стать последними художниками жанровой картины, исполненной в традициях критического реализма, и в этом отношении - позднейшими представителями передвижничества его классической поры.
Но не только жанристы, как было сказано ранее, прибегали к усилению идейной, эмоциональной выразительности своих произведений путем введения в их образный строй элементов пейзажного характера. В свою очередь, самый процесс становления национального русского пейзажа совершался путем соприкосновения с жанровой живописью. Этим путем шел один из зачинателей национального пейзажа Саврасов задолго до того как он создал одну из вершин пейзажной живописи 70-х годов, картину "Проселок". В этом направлении делал свои первые шаги в искусстве Шишкин. Жанровые мотивы играли большую роль в ряде произведений Ф.А.Васильева, придавая им особую одухотворенность, способствуя их идейной выразительности. Новым этапом в развитии мастерства картины в творчестве передвижников ознаменовались 80-е годы - эпоха жестокого безвременья, которая, по определению В.И.Ленина, была в то же время и эпохой "мысли и разума". В эти годы закладывались основы нового общественного мировоззрения, формировалось новое художественное сознание, обретала свою творческую зрелость первая смена старшего поколения передвижников. Оттачивался, принимал новый характер язык искусства, его пластическая выразительность. Крамской с присущим ему всегда острым ощущением всего нового утверждал, что искусство заговорило "живым и разительным языком". С тем вместе получала свое новое решение тема народа в образах искусства, обретала свое широкое и реальное воплощение положительная проблематика. Эта новая сущность искусства вызвала к жизни новые формы его, вполне определилось иное понимание станковой картины как произведения монументального звучания. Эта форма получила свое признание и многостороннее развитие в творчестве второго поколения передвижников. К ней обратился В.М.Васнецов, поэтически претворяя таким образом сюжеты, подсказанные фольклорным эпосом, русской сказкой. В монументальной форме станковой картины создавал свои грандиозные исторические эпопеи В.И.Суриков.

И.Е.Репин, работая в различных жанрах, владея всем богатством форм станкового произведения, воплотил в монументальной форме свои исторические замыслы, а также и сюжеты, почерпнутые в современной действительности, выразив таким образом содержание этих произведений в масштабах исторической значительности его. К монументальному пейзажу обратился вскоре затем И.И.Левитан, непревзойденный мастер лирического камерного пейзажа. В эти же годы назревал переход к работе над эпической темой и обобщенным историческим пейзажем в творчестве А.М.Васнецова. Показывая многообразие форм станковой картины в области бытового, исторического и пейзажного жанра, выставка "Передвижники в Государственной Третьяковской галерее" убеждала и в значительности созданных передвижниками портретов.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru