На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Лето,
Алексей Саврасов


Дети на хворосте,
Алексей Степанов, 1899


Христос в пустыне,
Иван Крамской, 1872

   
Развитие ТПХВ. Борьба за самостоятельное существование

Живой отклик в печати получали передвижные художественные выставки на местах. В статье "Русская передвижная выставка в Риге" (1873, 31 марта) говорится: "В прошлом году некоторые московские и петербургские художники образовали Товарищество для устройства в провинциальных городах России передвижных художественных выставок с прямой целью ознакомить жителей наших губерний с произведениями русского искусства, доселе бывшими замкнутыми в одном Петербурге, в стенах Академии художеств или же находящимися в галереях и музеях частных лиц. Цель превосходная". Прибытие выставок на места превращалось в настоящие события художественной жизни, горячо обсуждавшиеся в местной печати. В своей книге "Воспоминания старого учителя" выдающийся художник и педагог, друг Репина Н.И.Мурашко прямо говорит: "Приезд выставки, это было для нас праздником, я требовал от учеников не смотреть, а прямо изучать мастеров выставки". Не только центральные, но и местные газеты редко ограничивались публикацией кратких отчетов о выставках. Статьи, посвященные той или иной выставке, особенно в украинской прессе, занимали обычно несколько подвалов в двух-трех, а иногда и в пяти-шести номерах. Неоднократно возникали дискуссии между различными органами печати в одном и том же или разных крупных губернских городах. Особенно активно обсуждение протекало на Украине. Многие из этих дискуссий выдвигали важные вопросы, способствовавшие росту реалистических тенденций в произведениях местных художников.

Не случайно Мясоедов в своем отчете к 15-летию деятельности Товарищества отмечает положительное значение для нее провинциальной печати. В качестве примера можно привести несколько отзывов, относящихся преимущественно к первому десятилетию деятельности Товарищества, и при этом отзывов, сочувственно ее оценивших. Наибольшее внимание обычно привлекали картины, отражающие современную жизнь. От них ждали ответа на волнующие творческие и жизненные вопросы, подходили к ним с теми же требованиями, как и к современной литературе. В газете "Виленский вестник" читаем: "Открывшаяся у нас на днях выставка картин Товарищества Передвижных Художественных Выставок, богатая если не числом выставленных экземпляров, то их качеством и тем еще, что тут собраны представители всех почти важнейших родов русской живописи, для нас, жителей западной окраины, представляет не один лишь художественный, но и высокий бытовой интерес". Эти заключительные слова заслуживают особого внимания. Они отражают характерное для того времени отношение прогрессивной демократической общественности на местах к выставкам Товарищества, сумевшей почувствовать и оценить не только их художественное, но и большое общественное значение. Характерен и интерес автора статьи к развитию бытового жанра: "Ввиду того жизненного или, как обыкновенно выражаются, реалистического направления, которым отличаются произведения русской литературы, всем нам, конечно, более или менее знакомые, может ли нас не интересовать также и вопрос о том, как понимает и в каких формах изображает свой народ и его современные потребности русская живопись?" Это внимание к бытовой живописи, стремление связать ее с задачами изображения народа и его жизненных судеб было свойственно целому ряду авторов статей, посвященных выставкам передвижников. Под таким углом зрения рассматривается, например, в этих статьях представленная на 2-й Передвижной выставке картина "Земство обедает" Мясоедова. Обстоятельно анализируя картину, рецензенты прямо пишут о воплощенном в ней жизненно важном социальном конфликте. Сочувственные отзывы вызвали и картины В.Максимова "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу", "Семейный раздел", а также полотна других художников, посвященные крестьянскому вопросу — наиболее актуальному, животрепещущему вопросу российской действительности той поры. Пристальное внимание критики привлекали и произведения, в той или иной форме говорящие о революционном движении, об участии в нем демократической интеллигенции. Показательно, что и картина Крамского "Христос в пустыне" рассматривалась в местной печати как произведение, которое в иносказательной форме ставит вопрос о роли и судьбах интеллигенции в революционном движении. Особенно сильное воздействие оказывали на зрителей полотна, изображающие революционеров в конкретных условиях борьбы с царизмом ("Заключенный" Ярошенко и др.). Живой отклик встретила картина Репина "Не ждали". В специально посвященной ей статье в "Одесском вестнике" отмечается жизненная правдивость самого сюжета картины, правдивость характеристики действующих лиц. "Если Вы претендуете на роль критика, — полемизируя с реакционной прессой, пишет автор статьи, — Вы обязаны, по крайней мере, знать настолько жизнь, чтобы явления, изображенные Репиным, не считать чем-то тенденциозно-измышленным".

А верно ли отражены жизненно важные явления? Типичны и правдивы ли характеристики персонажей? Именно под этим углом зрения рассматривались прогрессивной критикой произведения передвижных выставок. В местной прессе живо обсуждался вопрос о выборе сюжетной ситуации, психологической характеристике героев и ряд других творческих проблем. В произведениях Крамского и Репина справедливо усматривается высокое мастерство в передаче психологического состояния не в статике, а в его развитии, умение показать "трудно поддающийся изображению переходный момент", умение раскрыть в одном моменте "элементы прошедшего и элементы будущего", способствующие более глубокому проникновению зрителя в замысел художника. Требования психологизма и жизненной правды предъявляются равно как к произведениям бытовой, так и исторической живописи. Н.И.Мурашко писал: "Если для жанровой картины нужно обстоятельное знание жизни народной, если без наблюдения надуманная в кабинете картина никого не тронет, то тем труднее для художника, взявшего сюжет исторический, изобразить его так, чтобы он был правдив и полон жизни. Нужно знать и глубоко понимать историю, чтобы схватывать из нее такие моменты, которые были бы полны значения и исторической типичности". С этих позиций была оценена картина Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", а также "Царевна Софья" Репина. Отмечалось присущее авторам этих полотен умение раскрывать сложные душевные состояния героев. Серьезный круг творческих вопросов поднимается в местной печати и в связи с представленными на выставках произведениями пейзажной живописи. Главным достоинством этих произведений утверждается их реалистический характер, поэтическое изображение родной природы, преодоление черт отвлеченной романтики, свойственных академическому пейзажу, социальный характер пейзажных образов. О демократической социальной направленности русского реалистического пейзажа говорит тот же Н.И.Мурашко и в общей форме и применительно к отдельным произведениям. В одной из своих статей Мурашко дает общую оценку деятельности Товарищества. Отмечая неослабевающую энергию организации, он говорит: "Добросовестное изучение нашей природы и нашей действительности, следовательно, отсутствие идеализации в изображении нашей жизни — вот что, главным образом, отмечает творческую деятельность наших художников." "Наше русское искусство ... — заканчивает Мурашко, — будит общество и яркими правдивыми образами побуждает его вдуматься в окружающее ... Глубокой реальностью отличаются у нас все роды живописи: и жанровый, и пейзажи, и портреты". Несколько позже Мурашко снова возвращается к вопросу о глубокой содержательности русского искусства, противопоставляя высокое общественное служение русских художников-демократов безыдейному, салонному буржуазному искусству Запада. Не следует, конечно, думать, что вся художественная критика на местах положительно оценила деятельность Товарищества, тем более отдельные произведения художников. Даже передовые деятели не всегда находили в себе силы противостоять консервативным религиозным, общественным и другим предрассудкам. Так, например, тот же Н.И.Мурашко не поднялся до правильного понимания эпопеи Репина "Крестный ход в Курской губернии". В возникшей в связи с этим переписке Репин горячо отстаивает право и долг художника говорить обществу жестокую правду и называет себя человеком 60-х годов. Нет, однако, сомнения в том, что уже первые передвижные выставки, широко пропагандировавшие произведения реалистической живописи, наталкивая зрителя и местную критику на решение важных идейно-творческих вопросов, во многом способствовали развитию национального демократического искусства народов России.

Передвижники завязали в эти годы прочные связи — личные, дружеские, общественные — со многими выдающимися деятелями науки и искусства. На "субботах" Ярошенко бывают литераторы, объединившиеся вокруг "Отечественных записок" (Глеб Успенский, А.Н.Плещеев, М.Е.Салтыков-Щедрин и другие.) Замечательная трагическая актриса П.А.Стрепетова в годы расцвета ее таланта — друг семьи Ярошенко. С Крамским, Репиным, Ярошенко сблизился В.М.Гаршин. Близость с передвижниками оказала огромное влияние на все творчество этого писателя и, как известно, натолкнула его на выбор сюжетов и трактовку героев в нескольких повестях ("Художники", "Надежда Николаевна"). Д.И.Менделеев часто и охотно общался с передвижниками. На его "средах" постоянно можно было встретить Куинджи, Шишкина, Ярошенко и других художников. В своих воспоминаниях жена Менделеева, начинающая в то время художница, подробно рассказывает об этих встречах. Многие передвижники встречались и переписывались с Л.Н.Толстым (Крамской, Ярошенко, Ге, Репин и другие). Примечательно, что русская демократическая культура, на каждом этапе своего развития выдвигая блестящую плеяду художников, выдвинула и достойную их критику. Лучшие страницы в историю русской критики вписали люди яркого, неуемного боевого темперамента, люди, которые были не только мыслителями, но пылкими, мужественными борцами, как "неистовый Виссарион" Белинский, как Чернышевский и Добролюбов. Вслед за ними явился В.В.Стасов. Свой боевой пыл и неиссякаемую молодость могучей натуры он пронес сквозь десятилетия своей жизни. Это был человек широких и разносторонних знаний, любивший и знавший музыку, много труда отдавший и живописи.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru