Лясковская О.А. "Творческий метод передвижников"
Наибольшее различие между живописью академической и передвижнической обнаруживалось в области колорита. Сколько бы ни старались представители академизма высветлить свою палитру, они никогда не могли выйти за пределы чисто локальной раскраски пластически объемной формы.
Может быть, наиболее ярким примером в этом отношении является картина Г.И.Семирадского "Фрина на празднике бога морей Посейдона в Элевзине" (1889).
Вероятно, желание объединить локальные краски побудило Семирадского покрыть весь холст общим желтоватым тоном, неспособным, однако, заменить отсутствующее колористическое единство. Между тем, перед художником стояла явно пленэрная задача.
В произведениях передвижников в 70-х годах разрабатывалась тональная живопись (А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.Н.Крамской), преобладали приглушенные тона и рассеянный свет.
Этюды А.А.Иванова, написанные согласно законам пленэрной живописи, появились слишком рано и не были восприняты русскими художниками. Лишь во второй половине 70-х годов появляются картины - Репина "На дерновой скамье" (1876), Поленова "Московский дворик" (1878), исполненные на пленэре.
Пленэрная живопись с ее полным слиянием светотеневого и цветового восприятия природы, основанного на верных отношениях тонов, дает наиболее точное и богатое отображение ее материальности благодаря колориту, полному динамики, порожденной игрой света и воздуха.
Здесь учитывается объединяющая цвета гармония, возникающая вследствие воздействия атмосферы на восприятие цветовой картины мира.
Поэтому пленэрная живопись придерживается закона воздушной перспективы, зависящей от изменения плотности окрашенных слоев воздуха, их влажности, а также закона отражений, в первую очередь отражения неба на поверхности земли, а затем влияния друг на друга всех цветных поверхностей.
В 80-х годах развертывается творчество И.И.Левитана, основанное на принципах пленэра, появляется картина И.Е.Репина "Не ждали" и его портреты, написанные на воздухе, и, наконец, произведения В.А.Серова "Девочка с персиками" (1887) и "Девушка, освещенная солнцем" (1888).
Таким образом, в творчестве второго поколения передвижников (мы имеем право причислить к ним и молодого Серова) торжествуют законы пленэрной живописи, впоследствии вновь угасающие.
Творчество В.М.Васнецова стояло несколько особняком потому, что он взял на себя задачу воплотить поэтическое содержание русского эпоса. Однако мы уже говорили о том, что выразить подобный замысел в описательной реалистической форме крайне трудно.
Картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880) была по-академически тщательно сгруппирована. Ее светлый тон, отчетливая выписанность почти стерли то поэтическое настроение, которое могло быть в ней почувствовано зрителем.
Картина "Богатыри" (1898) не вышла за пределы академических канонов как в построении, так и в колорите, гармоничном, но выдержанном в локальных тонах.
К 90-м годам русская реалистическая живопись вступает в новую фазу своего развития, а в связи с этим меняется и сам художественный метод.
К концу века начинает все более чувствоваться тот недостаток в обучении молодежи, который в середине века казался достижением, осознается чрезмерная зависимость художника от натуры, чувствуется необходимость развивать зрительную память и в связи с этим художественное воображение.
Мы старались осветить вопросы, связанные с построением картины в творчестве передвижников. Получив образование в Академии художеств, они развивались в непосредственной к ней близости, отталкиваясь от традиционных, схематических решений трудных задач живописи.
Навсегда были отброшены общепринятые жесты для выражения эмоций, не оправданные содержанием аксессуары, условная трактовка пейзажа.
С помощью выразительной позы, правдивой мимики лица, выражающей и характер человека, и его душевное состояние в тот или иной момент, с помощью психологически оправданного взаимодействия персонажей лучшие художники-передвижники старались приблизиться к классикам конца XVI, XVII веков, восстановив правильное их понимание, искаженное академиями.
В этом им помогли русские живописцы первой половины XIX века, в особенности А.А.Иванов.
Создать типические образы удалось лишь крупнейшим мастерам в области жанровой и исторической живописи (Репин, Суриков). В области портрета этого достиг более широкий круг художников (Перов, Крамской, Репин, Ярошенко).
Обобщенные образы русской природы были созданы пейзажистами (Шишкин, Саврасов, Левитан). Отказ от локальных цветов академической школы был подлинной революцией в области колорита, хотя она совершалась попутно, в зависимости от стремления наиболее правдиво и выразительно донести до зрителя содержание картины.
в начало...
|