Лясковская О.А. "Творческий метод передвижников"
В лучших картинах В.М.Максимова полностью сохраняется принцип инсценировки: "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875), "Семейный раздел" (1876).
Но изображенные им персонажи позировали художнику не только для беглого этюда. Они были его односельчанами, он воспринимал их как близких, хорошо знакомых ему людей, со всем своеобразием их индивидуальностей.
Поэтому так выразительны и необычны его молодые в картине "Приход колдуна", так убедительна картина "Больной муж" (1881). В этом произведении художник уже отказался от инсценировки, стараясь передать содержание как можно проще и ближе к жизни.
Подобно молодому И.Е.Репину, К.А.Савицкий верил в силу воздействия непосредственно переданного впечатления. Линейное построение композиции "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) скрыто от зрителя.
Группа крестьян, ремонтирующих дорогу, как бы внезапно попала в поле Зрения художника, и только постепенно зритель отметит ритмическое чередование фигур и тележек, обратит внимание на рабочих, поднимающихся по тропинке, и на неподвижную фигуру подрядчика.
Каменистая земля, чуть возвышающиеся над низиной склоны, чахлая рощица у горизонта, бледное небо - все это было в том первом впечатлении, которое художнику запомнилось.
Ничто в картине не подчеркнуто, и сама бесцветность колорита содействовала ощущению будничности тяжелой работы, требующей большого физического напряжения.
Подобный результат не был случайным. Сохранившиеся эскизы и этюды к этому произведению свидетельствуют, что окончательное решение пришло не сразу. Это хорошо прослежено в статье З.Т. Зоновой "История создания картины К.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге".
По тому же принципу построена и "Встреча иконы" (1878), но здесь художник, изобразив тесно сгрудившуюся толпу крестьян, уделил особое внимание их индивидуальным характеристикам.
Обдуманно и тонко разработан колорит картины с его многослойной фактурой. Работая над этим произведением, Савицкий находился под воздействием французской живописи. Не без французского влияния написан пейзаж. Художника всегда интересовала передача световоздушной среды.
Яркий солнечный свет он удачно сумел выразить средствами светотени в эскизе "Отдых землекопов" (1873). Краски в этом эскизе как бы "съедены" солнцем, свети тень резко противопоставлены.
Недоверие к картинности, к компоновке отдельно наблюденных деталей, может быть, неосознанно приводило многих передвижников к пейзажному восприятию натуры. Этому способствовало преобладание в их творчестве крестьянской темы.
Вместе с тем художники чувствовали особую значительность происходящей на открытом воздухе сцены, потому что вместе с пейзажем в картину вступала тема родины. Приведем несколько примеров. Г.Г.Мясоедов начинает свою деятельность жанриста обличительной картиной "Земство обедает" (1872).
Постепенно, наряду с историческими сюжетами, он начинает работать и над чистым пейзажем, а завершает свой путь художника произведением "Косцы. Страдная пора" (1887). Прянишников после остро обличительной темы "Шутники", в 1871 году пишет картину "Порожняки" с глубоко прочувствованным и великолепно написанным пейзажем.
Впоследствии пейзажная стихия даже приглушает звучание народной сцены в его работе "Спасов день на севере" (1887), благодаря выбранной художником отдаленной точке зрения.
Этой эволюции не осталась чужда и историческая живопись, что выразилось уже в лучшем произведении В.Г.Шварца "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче" (1868).
Тема родины, так остро звучавшая в поэзии Н.А.Некрасова, нашла свое выражение в подъеме собственно пейзажной живописи в 70-х годах XIX века.
Нельзя себе представить демократическую живопись второй половины века без творчества А.К.Саврасова и И.И.Шишкина. Пейзажи этих художников повествовательны, они правдивы и просты по выражению и вместе с тем так различны.
Шишкин прошел долгий путь академического обучения, никогда против Академии не восставал, но его метод, сохраняя уважение к спокойным, уравновешенным композициям, отличался от метода академических живописцев подлинным преклонением перед величием родной природы.
В постоянных наблюдениях, много работая над этюдами, Шишкин постепенно от подробного и точного рисунка приходит все к большей живописности. Композиция пейзажей Шишкина всегда устойчива.
Его лесные интерьеры с преобладанием прямых линий в стволах хвойных деревьев или открытые пространства русских равнин равно подчинены эпическому строю, торжественному ритму.
Пейзажисты начала XIX века также постоянно работали на натуре. Но в академических кругах над ними довлела пресловутая схема трех планов: затененный передний, освещенный центральный, наиболее насыщенный красками, и легкий, чуть затуманенный последний план.
Эта схема была Шишкиным отброшена.
Гибкое и топкое творчество Саврасова пронизывает всегда ему присущее чувство неустойчивости состояния природы. Ему удается передать его постоянные смены в зависимости от времени года, погоды и момента дня, главным образом благодаря рисунку, чутко отмечающему движение стволов, ветвей, игру неба, покрытого облаками, бросающими тени.
Вместе с тем его живопись, начиная со светотеневых отношений в единой тональности, постепенно приближается к пленэру, в котором светотень и цвет сливаются в гармоническое целое. Часто мотивам Саврасова свойственна романтическая взволнованность.
Рассмотренными нами достижениями не исчерпывается своеобразие живописи передвижников, наметившееся в 70-х годах.
Наиболее крупные мастера, желая выразить драматические конфликты, не довольствовались теми приемами, к которым прибегали шестидесятники, то есть к сценической обработке сюжета или к выразительности позы, если композиция была двухфигурной или однофигурной.
продолжение...
|