На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Березовая роща,
Архип Куинджи, 1879


Видение отроку
Варфоломею,
Михаил Нестеров, 1889


Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
Илья Репин, 1880

   
Лясковская О.А. "Творческий метод передвижников"

В творчестве крупнейшего представителя 60-х годов В.Г.Перова наиболее ярко проявились характерные черты станковой картины этого времени. Перов был исключительно умным художником, воспринявшим классические традиции жанровой живописи (голландцев, фламандцев эпохи расцвета, мастеров XVIII века) и сумевшим создать собственный своеобразный метод живописного воплощения темы. Ему свойственно пристальное внимание к светотени как основе пластического образа и к светотени как формообразующему Элементу композиции. Примерами могут служить картины: "Савояр" (1863-1864), где самый сильный световой удар падает на лоб мальчика, "Проводы покойника" (1865), со сложными и тонкими градациями светотени, или "Странник" (1870), с затененной нижней частью фигуры; прием, позволивший избежать впечатления плоскостности. Линейная и световая композиции Перова чрезвычайно разнообразны, но всегда очень устойчивы. От подробного рассказа своих ранних произведений он приходит в расцвете творчества ко все большему лаконизму.

Перову свойствен обдуманный аскетизм колорита. И если в "Приезде гувернантки в купеческий дом" (1866) он как бы нарочно обнажает изображенное действие будничным рассеянным светом, то в картинах "Утопленница" (1867), "Последний кабак у заставы" (1868) колориту отведено большое место в эмоциональном воздействии на зрителя. Для передачи внутреннего состояния человека художник использует прежде всего постановку фигуры, позу в широком смысле этого слова, в противоположность общепонятному по установившейся академической традиции жесту. Примером может служить небольшая картина "Старики родители на могиле сына" (1874). Характерно, что к такому решению художник пришел не сразу. Необычайно выразительна спина женщины в картине "Проводы покойника", фигура входящей гувернантки с наклоненной головой и скупым жестом рук в "Приезде гувернантки", фигура полицейского, стерегущего тело женщины в "Утопленнице". Задумав в конце жизни картину "Христос в Гефсиманском саду" (1878), Перов изобразил Христа распростертым на земле ниц. Столь же пронизаны внутренним движением и композиционно устойчивы перовские портреты.
Л.И.Соломаткин - художник своеобразный и вместе с тем чрезвычайно характерный для 60-х годов XIX века. Он сохраняет свои особенности и в следующем десятилетии. Будучи товарищем Перова и Прянишникова, он создает, однако, немного картин обличительного характера: "Выход архимандрита" (1864), "Вход губернаторши в церковь" (1864), "Свадьба" (1872). Соломаткин чаще не обличает, он сочувствует людям городского дна, обычным персонажам его картин, камерных, маленького размера. Испытавший воздействие своих товарищей, русского сатирического рисунка, русского лубка, голландских мастеров-жанристов, он всегда остается взволнованным импровизатором. Вследствие этого так изумительно свободны решения его обобщенных композиций. Примерами могут служить картины "Питейный дом" (70-е гг.), "Свадьба", "Препровождение арестованных", с как бы сгибаемыми ветром фигурами, "После ночного обхода", с повторяющимися вертикальными линиями окон и человеческих, замерших в ожидании, фигур, "Переезд с дачи", с едущим прямо на зрителя возом, перегруженным людьми и скарбом, и, наконец, картина "По канату" (1866), с таким трепетным решением труднейшей темы. В работах Соломаткина цельность композиции всегда достигается слиянием рисунка и живописи, причем последняя часто доминирует.

В.Е.Маковский, также закончивший в 60-х годах Московское Училище живописи и ваяния, ближе всех перечисленных выше художников подходил в своих картинах к композиционному решению, близкому сатирическому рисунку. Оно было чрезвычайно простым и потому удавалось художнику. Его лучшие произведения на протяжении всей его деятельности складывались в молчаливый диалог двух персонажей, причем основой выразительности являлась поза, в то время как мимика лица лишь дополняла создаваемое впечатление. Можно сослаться на картины: "Свидание" (1883), "В передней" (1884), "На бульваре" (1886-1887), "Объяснение" (1889-1891). Созданные в 80-х годах, эти картины в целом отличны от живописи 60-х годов, но нам важно было отметить основную связывающую их черту. В других многочисленных произведениях В.Маковский никогда не был самостоятелен, испытывал воздействие товарищей, в частности И.Е.Репина (в сюжетах, в колорите своих картин).
Петербургские жанристы 60-х годов оставались несравненно более близкими академической школе живописи как в своем содержании, пассивно-повествовательном или сентиментально-драматическом, так и в чисто академических приемах композиции: жанры А.А.Попова, А.И.Морозова, "Прерванное обручение" (1860) А.М.Волкова, "Больной музыкант" (1859) М.П.Клодта. Даже такая острая для своего времени тема, как "Привал арестантов" (1861) В.И.Якоби, построена согласно строго выдержанным академическим приемам. Справа и слева - самостоятельные, пластически законченные группы, центр подчеркнут фигурой крестьянина (в контрапосте) с выпряженной из телеги лошадью, за ним вереница ссыльных, удаляющихся по диагонали вглубь.

Что нового приносит художественный метод передвижников по сравнению с живописцами 60-х годов? Прежде всего они отказываются от несколько театрализованного заострения темы. Им свойственна вера в то, что наибольшее приближение к жизни даст картине наибольшую силу воздействия. Примером может служить работа И.Е.Репина над картиной "Бурлаки на Волге" (1873). Ее новаторство очень типично. Репин в картине "Бурлаки, идущие вброд" (1872) сохранил почти без изменений непосредственно увиденную в натуре композицию, зафиксированную по памяти в альбомном рисунке, а затем в эскизе маслом 1870 года (бывшее собрание Т.И.Павловой в Ленинграде). В картине 1873 года (Государственный Русский музей) удлиненный формат, стелющиеся линии пейзажа придали композиции барельефный характер. Этим приемом было усилено ощущение волжских просторов и вместе с тем облегчено восприятие картины зрителям, привыкшим к построениям композиции, принятым в Академии. Основная работа художника заключалась в поисках типов при сохранении индивидуальных характеристик. Большой размер картины требовал исключительного внимания к изображению лиц. Репин возродил действенную роль Этюда. Из этюда живого человека рождался образ, а в академической школе натурщик лишь помогал оформлению воображаемого образа. В этом отношении Репин пошел дальше шестидесятников и самого Перова, мало работавшего над этюдами.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru