Пейзажная живопись в Товариществе. Художники-пейзажисты
В поле зрения настоящей главы входит творчество Куинджи до 1882 года, когда он внезапно, в апогее славы, закрывает двери своей мастерской для зрителя и больше никогда не показывает свои произведения на выставках.
Писем и других архивных данных, касающихся Куинджи, сохранилось очень мало. Куинджи - грек по национальности и, как большинство передвижников, с детства познакомился с нуждой и невзгодами. Родился он в 1842 году в предместье Мариуполя. Мальчик рано остался сиротой. Отец его, он был сапожником, умирая, не мог обеспечить дальнейшую судьбу сына. Началась жизнь «в людях». Рано проснувшаяся страсть к живописи открывает перед Куинджи цель, волю к жизненной борьбе. Он пытается стать учеником Айвазовского. Но эта попытка кончается неудачей. Пройдя через ряд испытаний, юноша становится, как некогда и Крамской, ретушером.
Это новая в то время профессия сравнительно неплохо оплачивается, и вскоре Куинджи собирает необходимую сумму для поездки в Петербург. Несколько раз, но безуспешно участвует он во вступительном конкурсе для поступления в Академию. Первое признание приносит ему картина «Татарская сакля в лунную ночь» (1868), принятая на Академическую выставку в тот самый год, когда молодой соискатель очередной раз потерпел неудачу на вступительном экзамене.
В начале 70-х годов Куинджи близко сошелся с Репиным и другими передвижниками. Несомненно, что в этот период он был так же увлечен революционно-демократическими идеями, как и его товарищи. В одном из своих писем Репину (в период пребывания последнего за границей) Куинджи приветствует решимость художника посвятить свое творчество народному благу.
В отличие от Шишкина или Клодта Куинджи - натура мятущаяся. Творческое развитие художника идет несколькими путями, то как бы параллельными, то скрещивающимися и расходящимися.
В начале 70-х годов авторитет Айвазовского для Куинджи уже пошатнулся. Это сказывается раньше всего в изменении круга его мотивов. Молодой художник переходит к сюжетам, гражданственный характер которых он подчеркивает даже названиями, - например, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская Галерея). Эта картина и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская Галерея) были показаны на передвижных выставках. Выбор мотивов этих картин связан в известной мере с влиянием М.К.Клодта.
К числу ранних работ Куинджи этого круга относится кроме названных «Осенняя распутица» (1872, Русский музей). Как и в «Большой дороге» Клодта, мы встречаем в этих пейзажах хляби размытых дорог, запустение, скорбь тяжелой, безрадостной жизни. Написаны эти картины в пореформенные годы. Но это все та же нищая, деревенская Русь, которой пресловутое «освобождение» принесло неисчислимые бедствия. Однако по восприятию природы и по своему изобразительному языку молодой Куинджи далек от Клодта, с его твердой, ясной и холодноватой манерой. Обостренное восприятие пространства, его громадности, стихии воздуха, влажного тумана,
вязких масс сырой земли, чувственная конкретность света - все это ближе к Васильеву и Саврасову. Образы, создаваемые Куинджи в этом цикле, патетичны.
«Забытая деревня», возможно, навеяна художнику известным стихотворением Некрасова. В картине перед зрителем предстает нищая деревушка, затерявшаяся среди огромной пустынной равнины с размытой дождем почвой, нависшими над ней свинцовыми дождевыми облаками. Все это проникнуто ощущением безысходности и тревоги. Цветовая гамма картины построена на резких, диссонирующих тонах. Живописная манера - смелая, обобщенная. Целые плоскости написаны одной жидкой краской, поверх которой кое-где положены мазки других цветов (чаще всего - близлежащих). Настроением тоски, беспросветной жизни народа проникнута и картина «Чумацкий тракт в Мариуполе». Развивая в ней мотив ранней работы «Осенняя распутица»,
художник придает ему более эпическое звучание.
С середины 70-х годов в творчестве Куинджи намечаются новые тенденции, определившие своеобразие всего дальнейшего творчества художника. В пейзажах «Степь в цвету» (1875, Государственная Третьяковская Галерея), «Березовая роща» (1879, Государственная Третьяковская Галерея), «Украинская ночь» (1876, Государственная Третьяковская Галерея) и в ряде других работ этого периода наиболее полно выразились индивидуальные особенности дарования Куинджи - особенности, дающие возможность сразу отличить, узнать его произведения среди полотен его товарищей и современников. Но и эти картины при всех их отличиях от ранних работ никак не вмещаются в категорию камерных.
Как и в ранних полотнах, в них расстилаются широкие просторы земли и неба.
Им присуща, хотя по-иному, и, может, быть, еще сильней, органичнее выраженная, эпичность. Но, в отличие от таких картин, как «Осенняя распутица» или «Забытая деревня», вся художественная ткань названных произведений как бы излучает светлое, радостное мироощущение.
В изображении привольной степи, Днепра, залитых лунным сиянием хаток, чуть холмистой равнины, светлой березовой рощи, яркого солнечного полдня чувствуются внутренние органические связи с русской и украинской народной поэзией.
Куинджи ищет простые мотивы, наиболее доступные средства изображения. Так, в «Степи в цвету» членения по горизонталям придают композиции полную ясность.
Степь написана обобщенным, прозрачным зеленовато-фисташковым цветом. Поверх этого цвета художник с поистине детской радостью выводит на переднем плане крупные чашечки цветов, бабочек, пьющих их сладкие соки. Все это вносит в образы природы особую поэтичность.
Столь же неприхотлив по мотиву и другой пейзаж Куинджи «Украинская ночь» (1876, Государственная Третьяковская Галерея). Бездонное темно-синее небо, деревня, расположившаяся на пригорке, тихо дремлющие пирамидальные тополя - все это полно величавого и торжественного покоя. Плавность силуэтов, обобщенность форм, медлительность ритмов придают образу притихшей природы широкую напевность. Присущее картине ощущение торжественной тишины усиливается контрастом темного неба и почти черных теней на переднем плане с призрачным, зеленоватым светом луны и бледно-сумеречными тонами мазанок, вносящими в полотно сказочно-декоративное начало.
продолжение...
|