На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страниц 10

   
 
  
   

Пейзаж в работах
художников ТПХВ



По волку с гончими,
Алексей Степанов,
1900-1910


   
Пейзажная живопись в Товариществе. Художники-пейзажисты

Кроме Саврасова московская пейзажная живопись была представлена на первых передвижных выставках произведениями целой группы его сотоварищей - С.Н.Аммосова, В.Ф.Аммона, Л.Л.Каменева. Все они были членами Товарищества. Кроме того, на 1-й Передвижной выставке в Москве были экспонированы пейзажи Ф.И.Ясновского. Это были художники, уступавшие по дарованию Саврасову, но близкие ему по пониманию своих творческих задач.
Наследие Аммосова и Аммона, в сущности, еще недостаточно выявлено и изучено. Но те данные, которыми можно располагать - в настоящее время, говорят о том, что Аммосов и Аммон были дружны с Саврасовым, часто ездили вместе с ним по окрестностям Москвы на этюды. Об этом свидетельствует и совпадение названий и дат некоторых работ.
То же умение связать жизнь природы с жизнью человека, тот же интерес к пейзажу с изображением селений, чаще всего крестьянского жилья или с изображением ненавязчивых, органически связанных с общим замыслом жанровых мотивов присуще и названным художникам.
Их творчество формировалось одновременно с Саврасовым или даже несколько раньше. Полотно Аммона «Вид в Коломенском», написанное еще в 1854 году, представляется очень характерным для слагающейся демократической школы. В сбившихся в кучу строениях вместе с прижавшимися к ним купами деревьев, в плетнях, очерчивающих приусадебные огороды, в необозримых полях и огромных просторах небес над ними - во всем этом есть очень тонко понятое, пережитое и прочувствованное своеобразие русского пейзажа.
О том, как воспринимали современники пейзажи Аммосова, можно судить по отзывам печати. Так, по мнению одного из рецензентов, пейзажи Аммосова были встречены сочувственно зрителем потому, что в них природа была показана «просто, знакомо, понятно».
В дальнейшем наряду с пейзажами Подмосковья он показывал на выставках виды Волги и Оки. На 3-й, 4-й и 7-й выставках Аммосов выступал с работами, написанными под впечатлением пребывания в Оренбурге.
В картине «Оренбургская степь» (1875) сказывается характерное и для других передвижников, соприкасающихся с жизнью нерусских народов России, вдумчивое, сочувственное отношение к ним. Интересно рассказывает замысел этой картины Шкляревский (в связи с 4-й Передвижной выставкой): «Желтый, сыпучий песок здесь так же сух и бесплоден, как он был, вероятно, и во времена Тамерлана... В бесконечной дали синеют отроги Уральского хребта... Степной ветер, прошедший всю Туркестанскую область, наполняет воздух мельчайшей пылью... Какой-то улус, перекочевывая с одного места на другое, вступил на изображенное перед нами пространство. Весь правый угол картины занят овечьим стадом, до того покрытым пылью, что, вероятно, и Лаван бы с трудом отличил в них белые экземпляры от пестрых, при расчете с Иаковом».
Казалось бы, согласно этому описанию, картина должна производить впечатление безысходности, а между тем, как подчеркивает Шкляревский, в движении людей и животных ощущается покой. «Чем же разрешается такое противоречие? Тем, что для всех них пустыня не злая мачеха... а родная мать... В этом, на наш взгляд, смысл разбираемой картины ...». Шкляревский правильно отмечает, что художник стремится раскрыть глубокие связи человека с природой.
О работах Ясновского журнал «Беседа» дает следующий отзыв: «... грязная Яуза, огороженная полусгнившими заборами ... то огороды, пустыри, поросшие бурьяном, крапивой, ковылем. Там стоит ветхая избенка, шалаш, полузасохшая ива, рябина ...» Характерна концовка этого отзыва: «Родные знакомые виды! Несмотря на прозаизм избираемых художником мотивов, ему не чуждо поэтическое восприятие природы. Его небольшие полотна «Летний пейзаж», «Деревня» (1873) и «Летний пейзаж с дорогой» (1889), отличающиеся мягкой, интимной интонацией, показывают поэтичные уголки русской природы. Все эти художники выбирали незамысловатые сюжеты, которые черпали из окружающей действительности. Даже в названиях они подчеркивали конкретность изображаемого ими уголка природы. Но в самой непритязательности мотивов, в том, как эти художники избегают всего внешне эффектного, в самом упорстве, с которым они ищут такой изобразительный язык, который помог бы выразительно воплотить привычные и повседневные для русского глаза образы родной природы, - во всем этом есть и новизна, и твердость, и смелость. Нередко они поднимались и до широкого обобщения, до подлинной типизации. Но даже когда они оставались как бы в рамках индивидуального портрета конкретной местности, они расчищали пути для развития пейзажа широкого социального и общественного звучания, который был создан впоследствии наиболее выдающимися мастерами пейзажного жанра.
К Аммосову и Аммону близко примыкает творчество Льва Львовича Каменева (1833-1886). Сначала соученик по Московскому Училищу, а впоследствии друг Саврасова, друг Шишкина, Каменев тяготеет к мотивам природы, исполненным тишины и покоя. Безмятежным покоем дышат его пейзажи «Сенокос» (1866), «Вид из окрестностей села Поречья» (1869, Государственный Русский Музей). В 1860-х годах Каменев создает серию образов русской зимы. Его «Зимняя дорога» (1866, Государственная Третьяковская Галерея) полна радостным ощущением крепкого морозца, первого пушистого снега, покрывшего белыми шапками крыши изб. Полотна «Летняя ночь», «Весенний пейзаж», показанные на 1-й Передвижной выставке, были отмечены Стасовым. «Обе чрезвычайно поэтичны, обе чудесно написаны», - говорил Стасов, отдавая, однако, предпочтение первой из них. Расцвет творчества Каменева относится к концу 1860-х и к 1870-м годам, то есть к передвижническому периоду его деятельности. К лучшим произведениям, созданным в эти годы, принадлежат упоминавшийся выше «Сенокос» (Астраханская картинная галерея), «Саввинский монастырь», написанный им в знойный день. Поэтичен «Вид на Казанку» (1875, Государственный музей Татарстана, Казань). Последний раз на выставке Товарищества Каменев выступал в 1884 году - пейзажем «Ручей» и другими работами.
Упомянутые произведения Каменева, в отличие от многих полотен Аммона, Аммосова и других пейзажистов, почти никогда не подчеркивают документальность изображаемого мотива, хотя всегда привязаны к конкретной местности. В некоторых своих пейзажах Каменев достигает поэтической обобщенности образа природы. В этих пейзажах проявляется свойственная художнику глубоко лирическая интерпретация полюбившегося ему мотива. Мягкая колористическая гамма не очень богатого регистра, ясность композиции усиливают царящее в лучших полотнах Каменева настроение светлой задумчивости. Он любит вводить в картины природы фигурки людей - крестьянского мальчика, рыбака у песчаной осыпи высокого берега, - а также изображения домашних животных - коня или коровы-буренки.
Продолжая начатую Саврасовым линию лирического пейзажа, Каменев внес в нее свое удивительно тонкое, целомудренное видение природы, обогащающее развитие пейзажной живописи 70-х годов.
Умер этот художник, пропевший свою, быть может, негромкую, но искреннюю и поэтичную песню, в нищете, как и Саврасов, как и многие честные художники в условиях царской России.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru