Пейзажная живопись в Товариществе. Художники-пейзажисты
Вступая в 80-е годы, русская реалистическая пейзажная живопись представляла собой уже крупное художественное явление. Она стала одним из ведущих жанров реалистического демократического искусства. В пейзажной живописи наблюдаются тенденции, общие с бытовой и исторической живописью. В творчестве целого ряда пейзажистов наблюдается тяготение к эпическому стилю, к созданию монументальных образов природы, воспевающих ее величие и красоту. Богаче становится палитра художников-пейзажистов, все чаще обращающихся к пленэру. В 80-е годы, годы жестокой политической реакции, создаваемые художниками светлые, поэтические образы русской природы укрепляли веру в жизнь, помогали бороться с гнетущей прозой обыденности.
Подъем реалистической пейзажной живописи во второй половине 70-х и в 80-е годы связан с творчеством крупнейших художников-передвижников - И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и В.Д.Поленова. Пейзажи Шишкина, появляющиеся из года в год на передвижных выставках, ясность его творческой программы, его верность натуре, делало Шишкина, по меткому выражению Крамского, «верстовым столбом» русской пейзажной живописи.
Художественной зрелости достигает в 80-е годы и пейзажное творчество Поленова. Развивая традиции Саврасова, Поленов приходит в своих произведениях 80-х годов к созданию эпико-лирических образов русской природы. Он становится признанным мастером пейзажа-картины, сочетающей в себе лирическое и эпическое начала.
В начале 80-х годов в ряды передвижников вступает новое поколение пейзажистов, опирающихся в своем творчестве на традиции, заложенные Шишкиным, Саврасовым, Куинджи, Клодтом и Поленовым.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) всегда гордился тем, что был одним из основателей Товарищества и его постоянным членом.
В середине 90-х годов в своем письме к Виктору Васнецову он говорит: «Приятно вспомнить то время, когда мы как новички прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов вырабатывался целый путь и славный путь, которым смело можно гордиться, - идея организации, смысл и стремление Товарищества создали ему почетное, едва ли не главное место в среде русского искусства».
Шишкин родился в г.Елабуге. Он был младшим сыном в купеческой семье. Отец его интересовался историей родного края, археологией, хотел дать сыну хорошее образование. Будущему художнику было двенадцать лет, когда отец отвез его в Казань, в гимназию. Но гимназию юноша бросил, а профессию художника избрал, как видно из последующей переписки, против воли родителей. С 1853 по 1856 год он учится в Московском Училище живописи и ваяния под руководством К.И.Рабуса и А.Н.Мокрицкого.
Окончив Училище, Шишкин в этом же году поступает в Академию художеств (в класс С.М.Воробьева). Тогда ему было уже двадцать пять лет. Годы обучения в Академии были годами формирования личности Шишкина. «Страшно представляться строгим профессорам Академии; здесь мне кажется все величавым, массивным...»- жалуется он родителям. Однако постепенно письма молодого художника начинают пропитываться критическим духом. Шишкин резко обрушивается на светскую знать, на николаевскую военщину, на чиновников (называет их «чиновничьей челядью»), иронически подчеркивает слово «чиновники» целыми сериями восклицательных знаков.
Получив высшую награду и право стать пенсионером, он пишет Мокрицкому «о передряге в мыслях и чувствах». «Передряга» эта, несомненно, была глубока и серьезна. Шишкин признает бесполезной для себя поездку за границу для совершенствования.
Шишкина тянет в самое сердце России, на Волгу, на Каму, в родную Елабугу, окруженную в то время густыми лесами.
Встревоженный Мокрицкий, с которым Шишкин делится и своими опасениями и своими планами, взывает: «Нет, мой друг, мой совет: перекрестись, да прямо за границу, и именно в Италию. Она любит северных гостей своих и, зная, чего они были так долго лишены, особенно заботливо лелеет их». Шишкин с трудом добивается права посвятить первый пенсионерский год путешествию по России. От этого путешествия сохранилось несколько работ («Развалины Булгар», «Ананьинский могильник»), отражающих поиски художником своего пути в искусстве. В конце концов он все же едет за границу и ко всему, что там видит, подходит с позиций художника-демократа.
Берлинскую Академию он резко осуждает и кончает свой отзыв о ней следующими характерными словами: «... студии конкурентов смешны и конкуренты сами тоже, сюжет какой-то допотопный». Отзыв его о западной живописи близок Мясоедову: «Сюжеты жанристов, - пишет Шишкин, - лишены интереса и ограничиваются сладкими сценами обыденной жизни; отсутствие мысли в картинах этого рода весьма ощутительно».
Своим учителем в Берлине Шишкин выбрал швейцарского художника Р.Коллера, мотивируя свой выбор тем, что «в каждом мазке его кисти видно строгое изучение и безграничная любовь к искусству». Это подчеркивание изучения очень показательно. Кроме того, Коллер был и анималистом, а будущий «лесной царь» (так порой Шишкина называли впоследствии) хотел совершенствоваться и в изображении животных. Побывал Шишкин и в Дюссельдорфе. Но он все острее испытывал неудовлетворенность жизнью за границей. Возвращение в Россию (Шишкин добился разрешения вернуться раньше срока)
знаменует начало формирования Шишкина как художника-реалиста и патриота, сложение его манеры, его индивидуального творческого лица. Длительный и напряженный процесс становления показывает, насколько лишены были основания толки о Шишкине как о наивном натуралисте, варваре, дикаре и т.д., а такие суждения в прессе встречались. Вступление на путь реализма для Шишкина, как и для Саврасова, как и для многих их сотоварищей, было сознательным актом, делом творческого выбора.
Его ранние работы, такие, как «Рубка леса» (1867, Государственная Третьяковская Галерея), «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, Государственная Третьяковская Галерея) и другие, с присущими некоторым из них выписанностью деталей и сухостью манеры, свидетельствовали о скрупулезном, тщательном изучении родной природы художником.
Шишкин начал выставляться на выставках Товарищества с 1871 года. На первой выставке он представил пейзажи «Вечер», «Сосновый лес» (рисунок) и «Березовый лес». В этих пейзажах, как и в картинах «Сосновый бор» (1872, Государственная Третьяковская Галерея) и «Лесная глушь» (1872, Русский музей), ощущался, по словам Крамского, «более рисунок, чем живопись». Упорно развивая колористическое чутье, Шишкин значительно обогащает свой живописный язык, что уже чувствуется в его картине «Рожь»
(1878, Государственная Третьяковская Галерея). «Рожь» - своего рода гимн производительной мощи природы. Торжественный ритм уходящих в глубь полотна мощных сосен, вкрапленных среди спелой пшеницы, создает ощущение бескрайности колосящегося поля. Высокие хлеба, отягощенные спелыми, налившимися зернами, как бы несут в себе пафос человеческого труда, нелегкого труда крестьянина, возделывающего бережно и любовно эту землю. Мягко сгармонированный золотисто-коричневый и голубовато-зеленый колорит прекрасно передает атмосферу знойного летнего дня, сияние солнечного света на золотистых колосьях ржи, на изображенных на переднем плане полевых цветах.
продолжение...
|