Юрий Дюженко. Творчество художника Федора Васильева
Важное значение в решении образа картины художник придавал выражению богатырской мощи родной природы, ее свободы. Для этого нужно было передать глубокое пространство. И пространство в пейзаже Васильевым решено так, как до него оно никем не было передано в русской живописи: это реалистически отображенная среда, наполненная влажным воздухом, напоенная трепетным светом. Художник добился своей цели - в пейзаже ощущается ширь и вольность. Однако в этом заключалась только часть замысла: Васильев хотел дать почувствовать, что простым труженикам ограничено место в широком и просторном мире. Для этого художник использует композиционные средства, располагая бурлаков в своей картине на фоне темной высокой баржи, среди нагромождения предметов. Но выражено это не навязчиво, тонко, в самом настроении картины, намеками, ассоциативно, а не какими-либо грубыми внешними приемами.
В чистом, звонком колорите при его общей жизнерадостности есть и напряженность, колорит также активно служит выражению содержания. Композиция картины поражает своей цельностью и собранностью, удивительной уравновешенностью и согласованностью частей. Художник четко выявил ядро композиции - группу бурлаков и барж, к которым стягиваются основные линии картины- линии горизонта, граница воды и берега, складки песка, бревна возле костра, направляя глаз зрителя к баржам. В центральной части сгруппированы самые богатые по форме предметы - баржи со сложным ритмом поднятых и опущенных, прямых и округлых парусов. Центральная же часть является самым насыщенным цветовым пятном картины и самым контрастным местом по сопоставлению света и тени.
Уравновешены и все основные соотношения частей в картине: неба и земли, воды и берега. Отдельным частям композиции художник придал внутреннюю устойчивость. Так, например, решено небо, левая часть которого с наползающей грозовой тучей значительно меньше, но так как она более насыщена по цвету, то это уравновешивает обе части неба и вместе с тем вносит в общее решение разнообразие и богатство.
При большой силе обобщения в картине тщательно разработаны мелкие, но важные детали. До мельчайшего завитка, например, можно разглядеть резьбу, украшающую корму баржи.
По свободе письма, по богатству колорита при большой материальной, пространственной и световой правдивости картина эта едва ли имеет прямую аналогию в современной ей пейзажной живописи.
Работы волжского периода Васильева трудно даже сравнить с его же собственными работами, выполненными за год, за два до поездки, настолько он вырос и как колорист, и как рисовальщик, и как мастер композиции. Талант, фанатическая влюбленность в искусство и трудолюбие сделали возможным такое стремительное движение к вершинам искусства.
В воспоминаниях Репина ярко передан эпизод, характерный для Васильева: после утомительного путешествия он всю ночь рисовал, забыв об усталости: «Васильев не ложится, он взял альбом побольше и зарисовывает свои впечатления [...] Долго, долго глядел я на него в обаянии. Дремал, засыпал, просыпался, а он все с неуменьшающейся страстью скрипел карандашом [...] Меня даже в жар начинает бросать при виде дивного молодого художника, так беззаветно увлекающегося своим творчеством, так любящего искусство! Вот откуда весь этот невероятный опыт юноши-мастера, вот где великая мудрость, зрелость искусства...»
Однако мастерство Васильева, приобретенное им в период поездки на Волгу, было только началом его подлинной творческой зрелости.
Впрочем, значение поездки на Волгу для Васильева не ограничилось только созданием ряда первоклассных произведений на волжские темы. Поездка расширила кругозор Васильева и подняла его на новый уровень творчества. Отныне все подражательное органически отвергается им. Теперь Васильев обращается к таким мотивам и состояниям родной природы, которые были близки и дороги каждому простому русскому человеку. Сюжетами своих пейзажей он выбирал привычные и повседневные явления русской природы, которые ранее, считались недостойными внимания художника. Одной из тем, которая привлекла Васильева, была тема поздней русской зимы с первыми предвестниками весны: сыростью, слякотью, сильными ветрами.
В этом смысле и цикл произведений Васильева на тему «Оттепель» тоже был результатом глубого осмысленных впечатлений, связанных с волжской поездкой.
В картине «Оттепель», написанной в 1871 году, Васильев создал образ русской природы, могучей и просторной, юной и прекрасной, но вместе с тем суровой и печальной. Этот восторженный гимн родной природе проникнут чувством печали и гнева.
... Среди широкой равнины, открытой ветру, затерялись две избушки, занесенные снегом; кое-где поднимаются небольшие рощи с седыми деревьями в густом инее.
Над землей нависло свинцовое небо с тяжелыми тучами, вдали, в полях, блеснул слабый свет.
По дороге, покрытой месивом бурого снега, бредут старик-крестьянин с котомкой на спине и девочка в красном платочке. Они в нерешительности остановились перед широким ручьем, разлившимся поперек дороги. Огромная яма наполнилась мутной весенней жижей, а с ее обтаявших краев свисают сосульки. Из-под мокрого снега пробиваются колючие спутанные кустики. У края дороги на неистоптанном еще снегу видны колеи от саней. Некоторые из них расползлись, другие еще крепки, но уже наполняются талой водой.
Трудно сказать сразу, в чем кроется очарование этой внешне непритязательной природы. Но в широко расплеснувшейся долине так много размаха и силы, а в начинающей пробуждаться природе так много свежести, молодого и бодрого чувства, что эта неприглядная и даже тягостная картина природы складывается в поэтичный и возвышенный образ.
Правдиво выражено в ней состояние предвесенней поры. Глубокое пространство наполнено тяжелым влажным воздухом. Естественно передан нежный голубоватый свет, проглядывающий сквозь густые облака и создающий впечатление легкого движения. Тонко прорисованы спутавшиеся, слегка запорошенные снегом кусты. По-разному написан снег - сырой, набрякший, местами совсем раскисший, местами еще плотный.
продолжение...
|