На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12

   
 
  
   

Картины Федора
Васильева



Мокрый луг,
1872


Вид на Волге.
Барки,
1870


Рассвет,
1873

   
Юрий Дюженко. Творчество художника Федора Васильева

Нагромождение титанических горных громад, сила и грандиозность природы поразили воображение Васильева; его восторгала величественность и широта горной панорамы. Он старался передать в своей картине неудержимое устремление гор в высоту и ненадежность, затерянность петляющих горных дорог. Художник стремился воспеть в своем произведении красоту и силу девственной горной природы, ее чистоту и свежесть, ее строгость. Недостижимой и неприютной кажется эта природа для человека, который чувствует себя слабым рядом с нею, но которого обновляет она духовно.
Композицию своей картины Васильев строит так, чтобы подчеркнуть и высоту горных громад и широту пространства. Пейзаж имеет вертикальный формат и захватывает пространство более протяженное вверх, нежели то, какое можно охватить одним взглядом. Художник тем самым заставляет зрителя рассматривать картину так, как оглядывает он горное пространство в действительности.
Пространство обрыва, которое чувствуется перед картиной, еще более усиливает впечатление громадности гор.
Чтобы не допустить раздробленности в столь сложной композиции, художник создает в своей картине два зрительных центра, связанных между собой. Нижняя часть картины строится по горизонтальной оси с центральным цветовым пятном повозки с волами, а верхняя часть - по вертикали с центральным пятном - крон сосен.
Васильев, наделенный редкостным дарованием колориста, задачи живописи понимал строго реалистически. В его картине «В Крымских горах» большие объемы воспринимаются как единые и приглушенные по цвету массы, но вместе с тем Васильев считал, что необходимо «пробовать делать так, чтобы и жанр не пострадал и колорит явился». Обладая исключительной колористической собранностью и сдержанностью, картина Васильева «В Крымских горах» очень содержательна по разработке цветовых оттенков. Даже дорога с рассыпавшейся в прах серой землей и белесоватый передний план имеют много цветовых переходов, а горные вершины просто искрятся игрой нежных полупрозрачных тонов.
Столь же богато по цвету небо, но иная материальная природа воздушной стихии соответственно подсказывает иные приемы, иную величину и форму мазков, иную плотность красочного слоя. Словом, это произведение представляет собой качественно новую ступень в живописном мастерстве Васильева.
Картина была встречена восторженно, хотя ряду художников, в том числе и Крамскому, казалась спорной нижняя часть картины... «Это один из наиболее поэтических пейзажей вообще. .. После Вашей картины все картины - мазня и ничего больше [...] Кроме того, Ваша теперешняя картина меня лично раздавила окончательно. Я увидел, как надо писать».
Картина «В Крымских горах» - красноречивое свидетельство того, что Васильев глубоко понял и полюбил природу Крыма. Однако и в последний год своей жизни художник большую часть сил отдавал работе над темами среднерусского пейзажа. К их числу относятся, например, «Заброшенная мельница» (из собрания Государственной Третьяковской галереи) и «Осень на болоте» (из собрания Государственного Русского музея). Эти произведения ознаменовали начало нового важного этапа в творчестве Васильева, как ни короток был этот период.
«Заброшенная мельница» - одно из самых вдохновенных и поэтичных созданий Ф.А.Васильева, хотя эта картина не вполне закончена.
В этом небольшом по размеру пейзаже выражена и беспредельная любовь художника к природе и его неизбывная тоска по Родине.
Зеркальная поверхность глухого, зарастающего трясиной пруда мерцает холодным светом. В тихой воде задумчиво стоят цапли. Около топкого берега полузатонувшая лодка, покрытая серебристой плесенью. У дальнего берега, среди исполинских деревьев, стоит ветхая, давно покинутая водяная мельница. Ее замшелые стены окутаны сизо-зеленой пеленой болотного тумана. Из тумана призрачно выступает лес, над которым небо переливается тонкими переходами жемчужно-серых тонов.
Всем своим строем эта картина близка к романтической задумчивой сказке, проникнутой скорбными нотами личного трагизма, сложно вплетающимися в общую мелодию. Сравнивая подготовительные наброски и рисунки с картиной, лишний раз убеждаешься в том, каким выдающимся мастером композиции был Васильев. Он умел каждую деталь подчинить целому, в стройном и логичном решении сохранить богатство и свежесть живого чувства.
Важным компонентом композиции картины является ее колорит. Художник понял окончательно, что тонкая и богатая живопись не только не вредит идее, а, напротив, служит незаменимым средством ее выражения.
В картине есть места поразительные по красоте и изысканности цветовых отношений. Неподражаемо, например, выдержано отношение пепельно-серебристых с теплыми бликами цапель к приглушенной изумрудной зелени и к воде около них. Великолепно написана вода, местами светлая и прозрачная, местами темная и зеркальная, в которой четко отражаются деревья. Здесь и серебристые, и зеленоватые, и бурые, и жемчужные, и почти черные тона и оттенки. Хорошо взято отношение богатого утонченными цветовыми переходами неба к зелени леса.
Одним из самых ярких достоинств пейзажа «Заброшенная мельница» была его исключительная эмоциональность. Его можно считать классическим примером пейзажа настроения в русской живописи. Много общего с картиной «Заброшенная мельница» имеет картина Васильева «Осень на болоте» из собрания Государственного Русского музея.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru