На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Утро стрелецкой
казни,
Василий Суриков,
1881



Портрет композитора
М.П.Мусоргского,
Илья Репин,
1881



Аленушка,
Виктор Васнецов,
1881


   
Блинова И.М. "К вопросу о развитии русско-славянских связей во второй половине XIX века"

Не исключено, что А.Петров был выходцем из среды болгар-переселенцев, живших на юге России, в Новороссийском крае. Петров занимался в классе А.И.Корзухина, бывшего в те годы одним из популярнейших преподавателей Училища. Его дипломная картина (не сохранилась) была написана на сугубо жанровый сюжет. В ведомостях профессорских обходов 1874-1876 годов (по третям) она названа: "Сцена на кухне", "Беспорядок", "Игра с мышью". За "Игру с мышью" Петрову было присуждено звание неклассного художника. Окончив Училище, Петров выехал в Болгарию, но через год вернулся. Есть основания предполагать, что он прожил этот год в северной Болгарии, может быть, в Браиловской колонии. История с переездами Петрова показательна в том отношении, что она свидетельствует о постоянных связях болгар-переселенцев с родиной.
В настоящее время в круг болгар, учеников Московского Училища может быть введена еще одна интересная и загадочная фигура - Павел Высковский. Это имя обнаружено нами в брошюре Н.И.Барсова, посвященной деятельности Одесского Болгарского Настоятельства. В списке учеников, получавших стипендию этой благотворительно-просветительской организации, Значится "Высковский Павел из Тернова (Тырнова). Учился живописи в Москве до 1875 года". Здесь не указано учреждение, где занимался этот студент. В делах Московского Училища имя Высковского также отсутствует. Скорее всего, он числился здесь под другим именем, как это с молодыми славянскими учениками бывало довольно часто. Большой интерес представляет конец записи о Высковском. Он назван "человек с дурным направлением". Имея в виду, что Одесское Настоятельство придерживалось взглядов более чем умеренных, что его руководители не раз критиковали революционные формы освободительной борьбы, закономерно предполагать, что под "дурным направлением" имелась в виду политическая неблагонадежность Высковского. Последнее косвенно подтверждается тем, что имя Высковского рядом с именем Ивана Вазона стоит под воззванием Бухарестского комитета.

Наиболее известные болгарские художники, получившие образование в Москве, - Христо Цокев и Пасхал Тодоров. Тодоров, сын ямбольского учителя, был принят в Московское Училище в 1867 году, когда ему было тридцать лет. Через год он сумел выполнить программу Натурного класса и в скором времени перевелся в Академию художеств, где учился вместе с В.И.Суриковым и В.М.Васнецовым. О Христо Цокеве, ученике В.Г.Перова и В.Е.Маковского, известно довольно много. Но в большинстве исследований речь о связях Цокева с Россией доводится до того момента, когда он, закончив Училище и получив звание "неклассного художника", возвратился в Болгарию и занял пост учителя рисования в габровской гимназии. Было бы естественным предполагать, что у Цокева, человека, много лет прожившего в России, связи с Москвой сохранились и после отъезда на родину. Однако фактов, удостоверяющих это так, как подтверждает связь с Россией переписка Станислава Доспевского с Ф.А.Бруни, в распоряжении исследователей не было. Найденный нами недавно в Ленинграде, в фондах Военно-исторического музея артиллерии, цикл рисунков Христо Цокева не только полностью подкрепляет это предположение, но и позволяет дополнить сведения о связях художника с Россией совершенно неожиданным, на первый взгляд, материалом.
Серия состоит из восьми небольших, альбомного формата, листов плотной бумаги. На каждом листе изображены солдат и офицер в форме различных видов турецких войск: артиллерии, инфантерии, полевой жандармерии, конных разведчиков и т. п. Листы датированы и подписаны. Они относятся к началу 1877 года, то есть ко времени непосредственно перед началом боевых действий русской армии на Дунае. На некоторых листах стоит пометка: "Рущук". Факт пребывания Христо Цокева в Рущуке, пограничном дунайском городе, подтверждает болгарская исследовательница творчества Христо Цокева Вера Динова-Русева. На обороте каждого листа имеется довольно обстоятельный пояснительный текст, написанный рукой художника на своеобразном смешанном русско-болгарском диалекте. Указывается, какой род войск представлен на рисунке, каково вооружение, цвет формы и т.п. Иначе говоря, рисунки эти несут довольно подробную информацию полуэтнографического, полувоенного характера. Учитывая время, когда они созданы, - канун Освободительной войны, нельзя не сделать вывода, что рисунки были выполнены по просьбе какого-либо лица, заинтересованного Балканами, и присланы в Россию. Кроме болгарских учеников, в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества было довольно много учеников-сербов. К ним, вероятно, относится учившийся в начале 70-х годов Живко Югович, дошедший, судя по документам, до занятий в Натурном классе. С 1882 года в Училище занимался "черногорский уроженец" Марк Вуйович. Занятия его продолжались длительное время - он из-за болезни вынужден был прервать обучение и вернуться на родину. Лишь в 1890 году он снова приступил к занятиям.

К числу славянских учеников Московского Училища живописи, ваяния и зодчества следует прибавить имена вольнослушателей Анастасия Гахчия, Милутина Марковича, Живокина Лукича, Николая и Александра Драгославовых. Все они в разное время занимались в классах у педагогов-передвижников. Несомненно, эти занятия, близкое общение с представителями русской культуры оставили заметный след в их творчестве. К сожалению, не всегда представляется возможным проследить дальнейшую судьбу этих учеников. Уходя из Училища, они по большей части не сообщали о своих намерениях. Не осталось и следов их переписки с русскими коллегами и учителями. Но несомненно одно - тот расцвет реалистического искусства, тот интерес к самому широкому охвату народной жизни, который станет столь характерным для искусства следующего периода, не смог бы возникнуть, если бы в Болгарии, Сербии и других славянских странах не появился круг художественной общественности, близко знакомой с творческим опытом и жизнью России второй половины XIX века.

в начало...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru