|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
|
|
|
|
|
Культовые шедевры художников ТПХВ
Утро стрелецкой казни, Василий Суриков, 1881
Портрет композитора М.П.Мусоргского, Илья Репин, 1881
Аленушка, Виктор Васнецов, 1881
|
|
Блинова И.М. "К вопросу о развитии русско-славянских связей во второй половине XIX века"
Не исключено, что А.Петров был выходцем из среды болгар-переселенцев, живших на юге России, в Новороссийском крае. Петров занимался в классе А.И.Корзухина, бывшего в те годы одним из популярнейших преподавателей Училища. Его дипломная картина (не сохранилась) была написана на сугубо жанровый сюжет. В ведомостях профессорских обходов 1874-1876 годов (по третям) она названа: "Сцена на кухне", "Беспорядок", "Игра с мышью". За "Игру с мышью" Петрову было присуждено звание неклассного художника. Окончив Училище, Петров выехал в Болгарию, но через год вернулся. Есть основания предполагать, что он прожил этот год в северной Болгарии, может быть, в Браиловской колонии. История с переездами Петрова показательна в том отношении, что она свидетельствует о постоянных связях болгар-переселенцев с родиной.
В настоящее время в круг болгар, учеников Московского Училища может быть введена еще одна интересная и загадочная фигура - Павел Высковский. Это имя обнаружено нами в брошюре Н.И.Барсова, посвященной деятельности Одесского Болгарского Настоятельства. В списке учеников, получавших стипендию этой благотворительно-просветительской организации, Значится "Высковский Павел из Тернова (Тырнова). Учился живописи в Москве до 1875 года". Здесь не указано учреждение, где занимался этот студент. В делах Московского Училища имя Высковского также отсутствует. Скорее всего, он числился здесь под другим именем, как это с молодыми славянскими учениками бывало довольно часто. Большой интерес представляет конец записи о Высковском. Он назван "человек с дурным направлением". Имея в виду, что Одесское Настоятельство придерживалось взглядов более чем умеренных, что его руководители не раз критиковали революционные формы освободительной борьбы, закономерно предполагать, что под "дурным направлением" имелась в виду политическая неблагонадежность Высковского. Последнее косвенно подтверждается тем, что имя Высковского рядом с именем Ивана Вазона стоит под воззванием Бухарестского комитета.
Наиболее известные болгарские художники, получившие образование в Москве, - Христо Цокев и Пасхал Тодоров. Тодоров, сын ямбольского учителя, был принят в Московское Училище в 1867 году, когда ему было тридцать лет. Через год он сумел выполнить программу Натурного класса и в скором времени перевелся в Академию художеств, где учился вместе с В.И.Суриковым и В.М.Васнецовым.
О Христо Цокеве, ученике В.Г.Перова и В.Е.Маковского, известно довольно много. Но в большинстве исследований речь о связях Цокева с Россией доводится до того момента, когда он, закончив Училище и получив звание "неклассного художника", возвратился в Болгарию и занял пост учителя рисования в габровской гимназии.
Было бы естественным предполагать, что у Цокева, человека, много лет прожившего в России, связи с Москвой сохранились и после отъезда на родину. Однако фактов, удостоверяющих это так, как подтверждает связь с Россией переписка Станислава Доспевского с Ф.А.Бруни, в распоряжении исследователей не было. Найденный нами недавно в Ленинграде, в фондах Военно-исторического музея артиллерии, цикл рисунков Христо Цокева не только полностью подкрепляет это предположение, но и позволяет дополнить сведения о связях художника с Россией совершенно неожиданным, на первый взгляд, материалом.
Серия состоит из восьми небольших, альбомного формата, листов плотной бумаги. На каждом листе изображены солдат и офицер в форме различных видов турецких войск: артиллерии, инфантерии, полевой жандармерии, конных разведчиков и т. п. Листы датированы и подписаны. Они относятся к началу 1877 года, то есть ко времени непосредственно перед началом боевых действий русской армии на Дунае. На некоторых листах стоит пометка: "Рущук". Факт пребывания Христо Цокева в Рущуке, пограничном дунайском городе, подтверждает болгарская исследовательница творчества Христо Цокева Вера Динова-Русева.
На обороте каждого листа имеется довольно обстоятельный пояснительный текст, написанный рукой художника на своеобразном смешанном русско-болгарском диалекте. Указывается, какой род войск представлен на рисунке, каково вооружение, цвет формы и т.п. Иначе говоря, рисунки эти несут довольно подробную информацию полуэтнографического, полувоенного характера. Учитывая время, когда они созданы, - канун Освободительной войны, нельзя не сделать вывода, что рисунки были выполнены по просьбе какого-либо лица, заинтересованного Балканами, и присланы в Россию.
Кроме болгарских учеников, в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества было довольно много учеников-сербов. К ним, вероятно, относится учившийся в начале 70-х годов Живко Югович, дошедший, судя по документам, до занятий в Натурном классе.
С 1882 года в Училище занимался "черногорский уроженец" Марк Вуйович. Занятия его продолжались длительное время - он из-за болезни вынужден был прервать обучение и вернуться на родину. Лишь в 1890 году он снова приступил к занятиям.
К числу славянских учеников Московского Училища живописи, ваяния и зодчества следует прибавить имена вольнослушателей Анастасия Гахчия, Милутина Марковича, Живокина Лукича, Николая и Александра Драгославовых. Все они в разное время занимались в классах у педагогов-передвижников.
Несомненно, эти занятия, близкое общение с представителями русской культуры оставили заметный след в их творчестве. К сожалению, не всегда представляется возможным проследить дальнейшую судьбу этих учеников. Уходя из Училища, они по большей части не сообщали о своих намерениях. Не осталось и следов их переписки с русскими коллегами и учителями. Но несомненно одно - тот расцвет реалистического искусства, тот интерес к самому широкому охвату народной жизни, который станет столь характерным для искусства следующего периода, не смог бы возникнуть, если бы в Болгарии, Сербии и других славянских странах не появился круг художественной общественности, близко знакомой с творческим опытом и жизнью России второй половины XIX века.
в начало...
|