|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
|
|
|
|
|
Культовые шедевры художников ТПХВ
Утро стрелецкой казни, Василий Суриков, 1881
Портрет композитора М.П.Мусоргского, Илья Репин, 1881
Аленушка, Виктор Васнецов, 1881
|
|
Блинова И.М. "К вопросу о развитии русско-славянских связей во второй половине XIX века"
События Освободительной войны натолкнули И.Н.Крамского на интересный замысел - работу "Встреча войск". Созданный по заказу С.И.Мамонтова для "Альбома русских художников", этот лист вызвал большой общественный отклик. Глубокий драматизм происходящего, непредвзятая жизненность всей сцены позволяют видеть в этом рисунке один из первоначальных вариантов завершенной пять лет спустя картины "Неутешное горе".
Говоря о русских художниках-передвижниках, обращавшихся к славянским темам, следует особо остановиться на деятельности И.Е.Репина. Его отношение к "славянскому вопросу" подробно освещено И.С.Зильберштейном в обстоятельной статье "Репин в годы борьбы России за независимость славян", где прослеживается история создания таких работ, как "Герой минувшей войны", "Вернулся", "Встреча войск". Факты, указанные в статье, свидетельствуют, что И.Е.Репин проявлял большой интерес к освобождению славян, к "безвестным героям славянского дела".
Однако интерес великого русского художника к южным славянам был еще более глубоким и постоянным и возник он задолго до того как начались военные действия на Балканах, когда славянские проблемы захватили всех и каждого. Яркое подтверждение этому мы находим в строках письма художника к П.М.Третьякову, где, сообщая о своих намерениях, И.Е.Репин писал: "Время близится, и мне приходится мало-помалу готовиться к отъезду за границу. Понаглазевшись в Вене, я выдумал отправиться на лето на север Адриатического моря, к далеким братьям славянам". Это было написано еще в 1873 году, то есть задолго до того времени, когда на южнославянских землях развернулись события Освободительной войны. Интересно в связи с этим вспомнить также известную акварель Репина "Натурщик в костюме черногорца", появление которой также подтверждает интерес молодого Репина к славянской проблематике. В несомненной связи с вышеуказанным следует отметить и то обстоятельство, что в Париже, через год после того как И.Е.Репин собирался на север Адриатического моря, его внимание привлек живописец Я.Чермак; причем, наибольшее впечатление произвели на Репина именно те его картины, которые были посвящены борьбе славян, такие, как, например, "Раненый черногорец".
Не только русские художники, очевидцы и участники событий, обращались в 60-70-е годы к славянским темам. В те же годы русская художественная общественность поднимала вопрос о сохранении, собирании и изучении памятников народного искусства славян. Первым сделал это, со свойственным ему энтузиазмом, В.В.Стасов. В январе 1878 года он опубликовал письмо-обращение к офицерам Дунайской армии о собирании предметов болгарского народного искусства. В нем говорилось: "Искусство не праздная забава. И к нему принадлежат не одни церкви и важные палаты, не одни саженные картины и громадные статуи, но и все то, что создает фантазия бедного поселянина в глуши его избы, при свете дымной лучины... Пусть каждый, кто только в состоянии, записывает, рисует, набрасывает то, что видел, то, что перед ним совершалось, где был и что случилось; пусть каждый, кто способен, собирает - чистыми руками, далекими от грабежа и насилия - все, что есть замечательного, красивого и важного у народов, среди которых вы приносите мир, свет и счастие".
В этом обращении не только определено значение народного славянского искусства, но и намечена конкретная программа сохранения его. Хорошо известно, какой результат дал призыв "записывать, рисовать, набрасывать".
Рисунки очевидцев легли в основу "Иллюстрированной хроники войны", среди авторов которой были и передвижники. Материал для "Хроники" собирался самыми различными людьми: от военного врача и казачьего есаула до знаменитого художника.
Менее известно, во что вылилась начатая В.В.Стасовым работа по собиранию "всего, что есть замечательного, красивого и важного у народов". Первыми откликнулись на этот призыв Василий Васильевич Верещагин и его брат Александр Васильевич. Весной 1878 года В.В.Верещагин писал В.В.Стасову: "Полотенца (посланные в Петербург), кажется, все турецкие, но зато прошивки чисто болгарские и одинаковые с великорусскими. Некоторые, похитрее, остались у меня, потому что состоят при полном костюме".
Получив присланные Верещагиным вещи, Стасов немедленно отвечает: "Напрасно вы уверяли, будто Ваши полотенца и прочее недостаточно хороши: напротив, все вещи оказались отличными!.. Ваши вещи... превосходны, а особливо мне драгоценны и интересны вышивки или тканье - болгарские: ничего такого не привез никто, кроме Вас".
Кроме В.В. и А.В.Верещагиных произведения болгарского народного искусства доставляли В.В.Стасову в Петербург полковник А.А.Бибиков, начальник дивизии М.Ф.Петрушевский, художник Е.К.Макаров, генерал М.А.Газенкампф и другие лица.
Из собранных произведений славянского искусства В.В.Стасов предполагал создать "Народный музей", видимо, нечто вроде современных музеев этнографии. Пока же образцы вышивок, тканей, костюмов сохранялись в Музее петербургского Общества поощрения художеств.
Таким образом, передовым русским художникам, в первую очередь передвижникам и мастерам близкого передвижничеству круга, принадлежит важная роль в пробуждении интереса к "славянскому вопросу", который был характерной приметой общественной жизни России 60-80-х годов XIX века. Своими произведениями они не только свидетельствовали о несомненной и глубокой симпатии делу славянского освобождения, но и активно ему способствовали.
Особенно много в этом отношении было сделано художниками - непосредственными участниками событий.
Однако влияние русского демократического искусства на развитие живописи, графики, скульптуры славянских народов было еще более значительным. Многие мастера, сыгравшие решающую роль в развитии культуры того или иного южнославянского народа, своим становлением были обязаны русской художественной школе.
Вопрос об ученичестве молодых славянских художников у русских мастеров в принципе не нов. Однако при рассмотрении вопроса в целом не выделялась роль художников-передвижников в этом процессе. Между тем, это интересная сторона художественно-педагогической и общественной деятельности передвижников.
продолжение...
|