На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Утро стрелецкой
казни,
Василий Суриков,
1881



Портрет композитора
М.П.Мусоргского,
Илья Репин,
1881



Аленушка,
Виктор Васнецов,
1881


   
Блинова И.М. "К вопросу о развитии русско-славянских связей во второй половине XIX века"

События Освободительной войны натолкнули И.Н.Крамского на интересный замысел - работу "Встреча войск". Созданный по заказу С.И.Мамонтова для "Альбома русских художников", этот лист вызвал большой общественный отклик. Глубокий драматизм происходящего, непредвзятая жизненность всей сцены позволяют видеть в этом рисунке один из первоначальных вариантов завершенной пять лет спустя картины "Неутешное горе". Говоря о русских художниках-передвижниках, обращавшихся к славянским темам, следует особо остановиться на деятельности И.Е.Репина. Его отношение к "славянскому вопросу" подробно освещено И.С.Зильберштейном в обстоятельной статье "Репин в годы борьбы России за независимость славян", где прослеживается история создания таких работ, как "Герой минувшей войны", "Вернулся", "Встреча войск". Факты, указанные в статье, свидетельствуют, что И.Е.Репин проявлял большой интерес к освобождению славян, к "безвестным героям славянского дела".
Однако интерес великого русского художника к южным славянам был еще более глубоким и постоянным и возник он задолго до того как начались военные действия на Балканах, когда славянские проблемы захватили всех и каждого. Яркое подтверждение этому мы находим в строках письма художника к П.М.Третьякову, где, сообщая о своих намерениях, И.Е.Репин писал: "Время близится, и мне приходится мало-помалу готовиться к отъезду за границу. Понаглазевшись в Вене, я выдумал отправиться на лето на север Адриатического моря, к далеким братьям славянам". Это было написано еще в 1873 году, то есть задолго до того времени, когда на южнославянских землях развернулись события Освободительной войны. Интересно в связи с этим вспомнить также известную акварель Репина "Натурщик в костюме черногорца", появление которой также подтверждает интерес молодого Репина к славянской проблематике. В несомненной связи с вышеуказанным следует отметить и то обстоятельство, что в Париже, через год после того как И.Е.Репин собирался на север Адриатического моря, его внимание привлек живописец Я.Чермак; причем, наибольшее впечатление произвели на Репина именно те его картины, которые были посвящены борьбе славян, такие, как, например, "Раненый черногорец".

Не только русские художники, очевидцы и участники событий, обращались в 60-70-е годы к славянским темам. В те же годы русская художественная общественность поднимала вопрос о сохранении, собирании и изучении памятников народного искусства славян. Первым сделал это, со свойственным ему энтузиазмом, В.В.Стасов. В январе 1878 года он опубликовал письмо-обращение к офицерам Дунайской армии о собирании предметов болгарского народного искусства. В нем говорилось: "Искусство не праздная забава. И к нему принадлежат не одни церкви и важные палаты, не одни саженные картины и громадные статуи, но и все то, что создает фантазия бедного поселянина в глуши его избы, при свете дымной лучины... Пусть каждый, кто только в состоянии, записывает, рисует, набрасывает то, что видел, то, что перед ним совершалось, где был и что случилось; пусть каждый, кто способен, собирает - чистыми руками, далекими от грабежа и насилия - все, что есть замечательного, красивого и важного у народов, среди которых вы приносите мир, свет и счастие". В этом обращении не только определено значение народного славянского искусства, но и намечена конкретная программа сохранения его. Хорошо известно, какой результат дал призыв "записывать, рисовать, набрасывать". Рисунки очевидцев легли в основу "Иллюстрированной хроники войны", среди авторов которой были и передвижники. Материал для "Хроники" собирался самыми различными людьми: от военного врача и казачьего есаула до знаменитого художника. Менее известно, во что вылилась начатая В.В.Стасовым работа по собиранию "всего, что есть замечательного, красивого и важного у народов". Первыми откликнулись на этот призыв Василий Васильевич Верещагин и его брат Александр Васильевич. Весной 1878 года В.В.Верещагин писал В.В.Стасову: "Полотенца (посланные в Петербург), кажется, все турецкие, но зато прошивки чисто болгарские и одинаковые с великорусскими. Некоторые, похитрее, остались у меня, потому что состоят при полном костюме".

Получив присланные Верещагиным вещи, Стасов немедленно отвечает: "Напрасно вы уверяли, будто Ваши полотенца и прочее недостаточно хороши: напротив, все вещи оказались отличными!.. Ваши вещи... превосходны, а особливо мне драгоценны и интересны вышивки или тканье - болгарские: ничего такого не привез никто, кроме Вас". Кроме В.В. и А.В.Верещагиных произведения болгарского народного искусства доставляли В.В.Стасову в Петербург полковник А.А.Бибиков, начальник дивизии М.Ф.Петрушевский, художник Е.К.Макаров, генерал М.А.Газенкампф и другие лица. Из собранных произведений славянского искусства В.В.Стасов предполагал создать "Народный музей", видимо, нечто вроде современных музеев этнографии. Пока же образцы вышивок, тканей, костюмов сохранялись в Музее петербургского Общества поощрения художеств. Таким образом, передовым русским художникам, в первую очередь передвижникам и мастерам близкого передвижничеству круга, принадлежит важная роль в пробуждении интереса к "славянскому вопросу", который был характерной приметой общественной жизни России 60-80-х годов XIX века. Своими произведениями они не только свидетельствовали о несомненной и глубокой симпатии делу славянского освобождения, но и активно ему способствовали.
Особенно много в этом отношении было сделано художниками - непосредственными участниками событий. Однако влияние русского демократического искусства на развитие живописи, графики, скульптуры славянских народов было еще более значительным. Многие мастера, сыгравшие решающую роль в развитии культуры того или иного южнославянского народа, своим становлением были обязаны русской художественной школе. Вопрос об ученичестве молодых славянских художников у русских мастеров в принципе не нов. Однако при рассмотрении вопроса в целом не выделялась роль художников-передвижников в этом процессе. Между тем, это интересная сторона художественно-педагогической и общественной деятельности передвижников.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  »  https://momza.ru/surok/


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru