|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
|
|
|
|
|
Культовые шедевры художников ТПХВ
Утро стрелецкой казни, Василий Суриков, 1881
Портрет композитора М.П.Мусоргского, Илья Репин, 1881
Аленушка, Виктор Васнецов, 1881
|
|
Блинова И.М. "К вопросу о развитии русско-славянских связей во второй половине XIX века"
Среди проблем изобразительного искусства России второй половины XIX века особое место занимает вопрос о взаимоотношении русского искусства этого времени и художественной культуры южнославянских народов - болгар, сербов, словаков, чехов, хорват, черногорцев.
Данная линия художественных контактов чрезвычайно важна в связи с тем, что время, к которому она относится, отмечено развитием национально-освободительной борьбы на славянских землях.
В эту борьбу существенной струей вливалось культурно-просветительное движение, имевшее целью возрождение языка, пробуждение национального самосознания, восстановление народных традиций искусства и литературы. В своей основе это было глубоко демократическое движение (национальное Возрождение в Болгарии, "иллиризм" в Сербии и Далмации, "будители" в Чехии).
Однако в зависимости от исторических условий и особенностей развития национальных культур, русско-славянские контакты в отдельных странах складывались по-разному.
В Чехии, где к середине XIX века были сделаны заметные успехи в области школьного дела, филологии, лингвистики и палеографии, отчетливо проявлялся интерес к русской славяноведческой литературе, ярко выразившийся в личных и научных связях Вацлава Ганки, Яна Шафарика и других чешских ученых с русскими славистами - В.И.Григоровичем, А.Ф.Гильфердингом и, особенно, М.П.Погодиным.
В это время успешно развивались и русско-чешские связи в области музыки. Идея открытия Национального театра в Праге увлекла не только музыкальных деятелей, но и архитекторов, художников, литераторов, рассматривавших строительство пражской оперы как дело большого общеславянского значения.
Для "поколения Национального театра" был характерен глубокий интерес к русской культуре. В 1866 году в Праге поставили "Ивана Сусанина", через год, также впервые на европейской сцене, - "Руслана и Людмилу". Эти постановки были осуществлены при живейшем участии В. В. Стасова и выдающихся русских музыкантов - членов "Могучей кучки".
Если русско-чешские контакты развивались главным образом в области филологии и музыкальной культуры, то в отношении Болгарии и Сербии дело обстояло иначе.
В условиях многовековой борьбы против оттоманского ига, которую вели эти народы, задачи возрождения национальной литературы, школы, изобразительного искусства (первоначально в рамках искусства церковного) выдвигались на первый план.
Только при их развитии появилась возможность заглянуть в славное историческое прошлое народов, почти ничего не знавших о своей истории, сделать решительные шаги к пробуждению национального самосознания.
В этих условиях контакты в области изобразительного искусства оказывались исторически наиболее перспективными. Поэтому, ставя задачей определение роли передовых русских художников, в первую очередь, передвижников, в процессе сложения основ реалистического искусства южнославянских народов, мы остановимся главным образом на рассмотрении русско-болгарских и русско-сербских художественных связей.
Наибольшего развития эти контакты достигли к 60-70-м годам XIX века в эпоху широкой национально-освободительной борьбы на Балканах. Именно в те героические годы усилия просветителей-одиночек слились в общий поток культурно-возрожденческого движения, тесно связанного с революционно-освободительной борьбой.
Именно тогда учителя и писатели, иконописцы-зографы, книгоиздатели, граверы, переписчики книг покидали тихий приют монастырских келий и немногочисленных школ и, не делая особых усилий, естественно и закономерно оказывались в самой гуще борьбы.
На таком общественно-историческом фоне шло развитие русско-славянских контактов в области изобразительного искусства. Говоря о них, следует также иметь в виду следующую историческую особенность, обусловленную спецификой развития южнославянских стран. Изобразительное искусство Болгарии вплоть до второго десятилетия XIX века знало лишь религиозную живопись (иконы и стенописи) и гравированные листы духовного содержания.
Первый живописный портрет светского характера в Болгарии - знаменитый "Автопортрет" Захария Зографа появился в 1838 году. В Словакии, Хорватии, Словении, при всей сложности различных влияний и веяний - от дубровникского барокко до венского классицизма, - крупнейшие работы чисто светского содержания относятся к самому концу XVIII века.
К середине XIX века изобразительное искусство на южнославянских землях буквально одним шагом преодолело путь от позднесредневекового церковного зографства до развитого реализма - путь, на который искусству многих стран потребовались столетия.
В этом сложном процессе ускоренного развития немаловажная роль должна быть отведена культурным связям с Россией. Оставляя сейчас в стороне официальные контакты по линии государственных и церковных связей, мы обратимся к той области отношений, которые оказались наиболее действенными и в итоге решающими для развития искусства южных славян.
Это связи демократических кругов русской общественности с молодыми мастерами возрождающегося южнославянского искусства.
Контакты эти были различны по формам общения, интенсивности и степени их значимости. Наиболее существенны, на наш взгляд, две линии развития. Первая из них - возникновение в среде русской демократической общественности, в том числе в кругах передвижничества, определенного интереса к вопросам освобождения славян, возрождения славянских культур.
Этот интерес выражался и в появлении "славянской темы" в творчестве многих мастеров и в личной причастности ряда художников к событиям на Балканах. Вторая - непосредственное влияние русской художественной культуры на молодое южнославянское искусство, наиболее существенным проявлением которого было ученичество славянских художников у мастеров-передвижников.
продолжение...
|