На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Утро стрелецкой
казни,
Василий Суриков,
1881



Портрет композитора
М.П.Мусоргского,
Илья Репин,
1881



Аленушка,
Виктор Васнецов,
1881


   
Блинова И.М. "К вопросу о развитии русско-славянских связей во второй половине XIX века"

Среди проблем изобразительного искусства России второй половины XIX века особое место занимает вопрос о взаимоотношении русского искусства этого времени и художественной культуры южнославянских народов - болгар, сербов, словаков, чехов, хорват, черногорцев. Данная линия художественных контактов чрезвычайно важна в связи с тем, что время, к которому она относится, отмечено развитием национально-освободительной борьбы на славянских землях. В эту борьбу существенной струей вливалось культурно-просветительное движение, имевшее целью возрождение языка, пробуждение национального самосознания, восстановление народных традиций искусства и литературы. В своей основе это было глубоко демократическое движение (национальное Возрождение в Болгарии, "иллиризм" в Сербии и Далмации, "будители" в Чехии). Однако в зависимости от исторических условий и особенностей развития национальных культур, русско-славянские контакты в отдельных странах складывались по-разному.

В Чехии, где к середине XIX века были сделаны заметные успехи в области школьного дела, филологии, лингвистики и палеографии, отчетливо проявлялся интерес к русской славяноведческой литературе, ярко выразившийся в личных и научных связях Вацлава Ганки, Яна Шафарика и других чешских ученых с русскими славистами - В.И.Григоровичем, А.Ф.Гильфердингом и, особенно, М.П.Погодиным. В это время успешно развивались и русско-чешские связи в области музыки. Идея открытия Национального театра в Праге увлекла не только музыкальных деятелей, но и архитекторов, художников, литераторов, рассматривавших строительство пражской оперы как дело большого общеславянского значения. Для "поколения Национального театра" был характерен глубокий интерес к русской культуре. В 1866 году в Праге поставили "Ивана Сусанина", через год, также впервые на европейской сцене, - "Руслана и Людмилу". Эти постановки были осуществлены при живейшем участии В. В. Стасова и выдающихся русских музыкантов - членов "Могучей кучки". Если русско-чешские контакты развивались главным образом в области филологии и музыкальной культуры, то в отношении Болгарии и Сербии дело обстояло иначе.
В условиях многовековой борьбы против оттоманского ига, которую вели эти народы, задачи возрождения национальной литературы, школы, изобразительного искусства (первоначально в рамках искусства церковного) выдвигались на первый план. Только при их развитии появилась возможность заглянуть в славное историческое прошлое народов, почти ничего не знавших о своей истории, сделать решительные шаги к пробуждению национального самосознания. В этих условиях контакты в области изобразительного искусства оказывались исторически наиболее перспективными. Поэтому, ставя задачей определение роли передовых русских художников, в первую очередь, передвижников, в процессе сложения основ реалистического искусства южнославянских народов, мы остановимся главным образом на рассмотрении русско-болгарских и русско-сербских художественных связей. Наибольшего развития эти контакты достигли к 60-70-м годам XIX века в эпоху широкой национально-освободительной борьбы на Балканах. Именно в те героические годы усилия просветителей-одиночек слились в общий поток культурно-возрожденческого движения, тесно связанного с революционно-освободительной борьбой. Именно тогда учителя и писатели, иконописцы-зографы, книгоиздатели, граверы, переписчики книг покидали тихий приют монастырских келий и немногочисленных школ и, не делая особых усилий, естественно и закономерно оказывались в самой гуще борьбы.

На таком общественно-историческом фоне шло развитие русско-славянских контактов в области изобразительного искусства. Говоря о них, следует также иметь в виду следующую историческую особенность, обусловленную спецификой развития южнославянских стран. Изобразительное искусство Болгарии вплоть до второго десятилетия XIX века знало лишь религиозную живопись (иконы и стенописи) и гравированные листы духовного содержания. Первый живописный портрет светского характера в Болгарии - знаменитый "Автопортрет" Захария Зографа появился в 1838 году. В Словакии, Хорватии, Словении, при всей сложности различных влияний и веяний - от дубровникского барокко до венского классицизма, - крупнейшие работы чисто светского содержания относятся к самому концу XVIII века. К середине XIX века изобразительное искусство на южнославянских землях буквально одним шагом преодолело путь от позднесредневекового церковного зографства до развитого реализма - путь, на который искусству многих стран потребовались столетия.
В этом сложном процессе ускоренного развития немаловажная роль должна быть отведена культурным связям с Россией. Оставляя сейчас в стороне официальные контакты по линии государственных и церковных связей, мы обратимся к той области отношений, которые оказались наиболее действенными и в итоге решающими для развития искусства южных славян. Это связи демократических кругов русской общественности с молодыми мастерами возрождающегося южнославянского искусства. Контакты эти были различны по формам общения, интенсивности и степени их значимости. Наиболее существенны, на наш взгляд, две линии развития. Первая из них - возникновение в среде русской демократической общественности, в том числе в кругах передвижничества, определенного интереса к вопросам освобождения славян, возрождения славянских культур. Этот интерес выражался и в появлении "славянской темы" в творчестве многих мастеров и в личной причастности ряда художников к событиям на Балканах. Вторая - непосредственное влияние русской художественной культуры на молодое южнославянское искусство, наиболее существенным проявлением которого было ученичество славянских художников у мастеров-передвижников.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru