|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
|
|
|
|
|
Культовые шедевры художников ТПХВ
Утро стрелецкой казни, Василий Суриков, 1881
Портрет композитора М.П.Мусоргского, Илья Репин, 1881
Аленушка, Виктор Васнецов, 1881
|
|
Блинова И.М. "К вопросу о развитии русско-славянских связей во второй половине XIX века"
В 50-60-е годы XIX века большинство молодых болгарских и сербских художников стремились получить профессиональное образование в Петербурге, в Академии художеств. Здесь в это время занимались Станислав Доспевский, Савва Лазарь, Иван Агапи, Христо Атанасов. К 70-м годам ориентация эта изменяется.
Теперь большинство молодых славян устремляется в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Одной из причин такой перемены было несомненно то обстоятельство, что в Москве, в Университете, существовала тогда большая колония болгарских студентов, выпускавших даже свой журнал.
Несомненно и то, что более демократический, по сравнению с Академией, дух Училища скорее подходил молодым славянам, бывшим, как правило, выходцами из самых различных слоев населения.
Вспоминая свои ученические годы, В.Г.Перов писал: "... Каких, каких наций не было между нами!..".
Среди учеников Московского училища встречались болгары и поляки, евреи и украинцы, донские и уральские казаки.
Кто же были эти первые болгарские ученики? Исследователи обычно называют несколько имен - Станислав Дослевский, Христо Цокев, Пасхал Тодоров и Атанас Петров. Но Цокев и Петров занимались в Училище позднее, а Доспевский и Тодоров пробыли там сравнительно недолго.
Изучение архива Училища живописи, ваяния и зодчества, а также литературы того времени позволило нам, в подтверждение слов В.Г.Перова, отыскать еще несколько имен и дополнить историю обучения молодых славянских художников у русских мастеров.
Первым по времени упоминанием о болгарском ученике в стенах Училища является запись, сделанная в 1861 году в списке студентов и вольнослушателей, вносивших плату за право обучения. В июне 1861 года внес за право посещения занятий свои 15 рублей "Феодосии, болгарский монах". Кто это такой? Скорее всего, речь идет здесь об одном из двух следующих лиц.
Первый - Теодосий (Досю) Витанов, младший из сыновей трявненского резчика Поп Кою Витанова.
Известно, что сыновья этого талантливого мастера занимались в молодости художественными ремеслами (резьбой и росписью иконостасов) в мастерской своего отца. Впоследствии они, все четверо, были отправлены в Россию и получили высшее образование в русских учебных заведениях.
Досю Витанов продолжительное время жил в Москве, затем он переехал в Киев и поступил на медицинский факультет тамошнего университета. Находясь в Москве, Теодосий вполне мог посещать занятия в Училище, даже если он не ставил своей целью получение профессионального художественного образования.
Против этого предположения можно привести, пожалуй, единственный довод. В документах Теодосий со всей определенностью дважды назван "монахом". Досю Витанов, насколько теперь известно, монашества не принимал. Вернувшись на родину, он посвятил себя медицине и издательскому делу.
Но Витанов был сыном священнослужителя, возможно, он, как и многие приехавшие на учебу болгарские юноши, жил при каком-нибудь монастыре. Поэтому не исключено, что при каких-то обстоятельствах Теодосий Витанов мог именоваться "монахом".
Другой человек, который, возможно, скрывался за этим именем - иеромонах Рильского монастыря Теодосий Иконописец. О нем известно сравнительно немного. Уроженец города Чирпан, он семнадцатилетним юношей принял монашество в Рильском монастыре, бывшем в ту пору одним из главных центров культурных связей с Россией.
Пять лет Теодосий занимался иконописью в монастырской мастерской и, видимо, небезуспешно, ибо вскоре был посвящен иеромонахом и получил прозвание "иконописец". В 1859 году при содействии синода он был переведен в Богоявленский монастырь под Москвой, а затем, при содействии Московского Славянского благотворительного комитета - в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры.
В 1868 году Теодосий возвратился в Рильский монастырь и там руководил иконописной мастерской. По свидетельству А.Василиева, "в монастыре, в кельях, было много икон его работы". Таким образом, в 1861 году рильский иеромонах Теодосий жил в Москве. Более того, обучался здесь живописи, точнее, иконописи. Вполне вероятно, что он мог посещать и занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Возможно, что к "монаху Феодосию" относится и другая заметка о делах Московского Славянского благотворительного комитета: в статье расходов на помощь нуждающимся студентам среди прочих есть пометка "Учащимуся живописи-воспомоществование 15 рублей". В 1866 году в Московское училище поступил еще один ученик, Атанас (Афанасий) Петров, иногда называемый также Анастасием.
Об этом ученике несколько раз упоминается в документах Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. По национальности он, несомненно, болгарин, о чем говорит его имя, так его называют во многих документах: "Ученик Училища болгарин Анастасий Петров окончил курс и выдержал выпускные экзамены в нынешнем 1875 году".
В другом случае, на запрос Московского Славянского благотворительного комитета училищное начальство сообщает: "На Ваш запрос об успехах в занятиях в Училище болгар Федорова (Пасхала Тодорова), Петрова и Иоаннова (Христо Цокева) можем сообщить, что они сейчас перешли в Натурный класс и учатся хорошо".
Однако в юридическом положении Атанаса Петрова имеется существенная особенность.
Если Доспевский и Цокев именуют себя "турецкий подданный, болгарин" или "турецкий подданный, из болгар", то Петров в своем прошении пишет просто "болгарин", не упоминая о подданстве. В удостоверении, выданном Петрову по окончании Московского Училища, значится, что вместе со званием "неклассного художника" он получил права "потомственного почетного гражданина".
продолжение...
|