На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Утро стрелецкой
казни,
Василий Суриков,
1881



Портрет композитора
М.П.Мусоргского,
Илья Репин,
1881



Аленушка,
Виктор Васнецов,
1881


   
Блинова И.М. "К вопросу о развитии русско-славянских связей во второй половине XIX века"

В 50-60-е годы XIX века большинство молодых болгарских и сербских художников стремились получить профессиональное образование в Петербурге, в Академии художеств. Здесь в это время занимались Станислав Доспевский, Савва Лазарь, Иван Агапи, Христо Атанасов. К 70-м годам ориентация эта изменяется. Теперь большинство молодых славян устремляется в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Одной из причин такой перемены было несомненно то обстоятельство, что в Москве, в Университете, существовала тогда большая колония болгарских студентов, выпускавших даже свой журнал. Несомненно и то, что более демократический, по сравнению с Академией, дух Училища скорее подходил молодым славянам, бывшим, как правило, выходцами из самых различных слоев населения.
Вспоминая свои ученические годы, В.Г.Перов писал: "... Каких, каких наций не было между нами!..".
Среди учеников Московского училища встречались болгары и поляки, евреи и украинцы, донские и уральские казаки. Кто же были эти первые болгарские ученики? Исследователи обычно называют несколько имен - Станислав Дослевский, Христо Цокев, Пасхал Тодоров и Атанас Петров. Но Цокев и Петров занимались в Училище позднее, а Доспевский и Тодоров пробыли там сравнительно недолго. Изучение архива Училища живописи, ваяния и зодчества, а также литературы того времени позволило нам, в подтверждение слов В.Г.Перова, отыскать еще несколько имен и дополнить историю обучения молодых славянских художников у русских мастеров.

Первым по времени упоминанием о болгарском ученике в стенах Училища является запись, сделанная в 1861 году в списке студентов и вольнослушателей, вносивших плату за право обучения. В июне 1861 года внес за право посещения занятий свои 15 рублей "Феодосии, болгарский монах". Кто это такой? Скорее всего, речь идет здесь об одном из двух следующих лиц. Первый - Теодосий (Досю) Витанов, младший из сыновей трявненского резчика Поп Кою Витанова. Известно, что сыновья этого талантливого мастера занимались в молодости художественными ремеслами (резьбой и росписью иконостасов) в мастерской своего отца. Впоследствии они, все четверо, были отправлены в Россию и получили высшее образование в русских учебных заведениях. Досю Витанов продолжительное время жил в Москве, затем он переехал в Киев и поступил на медицинский факультет тамошнего университета. Находясь в Москве, Теодосий вполне мог посещать занятия в Училище, даже если он не ставил своей целью получение профессионального художественного образования. Против этого предположения можно привести, пожалуй, единственный довод. В документах Теодосий со всей определенностью дважды назван "монахом". Досю Витанов, насколько теперь известно, монашества не принимал. Вернувшись на родину, он посвятил себя медицине и издательскому делу. Но Витанов был сыном священнослужителя, возможно, он, как и многие приехавшие на учебу болгарские юноши, жил при каком-нибудь монастыре. Поэтому не исключено, что при каких-то обстоятельствах Теодосий Витанов мог именоваться "монахом".

Другой человек, который, возможно, скрывался за этим именем - иеромонах Рильского монастыря Теодосий Иконописец. О нем известно сравнительно немного. Уроженец города Чирпан, он семнадцатилетним юношей принял монашество в Рильском монастыре, бывшем в ту пору одним из главных центров культурных связей с Россией. Пять лет Теодосий занимался иконописью в монастырской мастерской и, видимо, небезуспешно, ибо вскоре был посвящен иеромонахом и получил прозвание "иконописец". В 1859 году при содействии синода он был переведен в Богоявленский монастырь под Москвой, а затем, при содействии Московского Славянского благотворительного комитета - в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры. В 1868 году Теодосий возвратился в Рильский монастырь и там руководил иконописной мастерской. По свидетельству А.Василиева, "в монастыре, в кельях, было много икон его работы". Таким образом, в 1861 году рильский иеромонах Теодосий жил в Москве. Более того, обучался здесь живописи, точнее, иконописи. Вполне вероятно, что он мог посещать и занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества. Возможно, что к "монаху Феодосию" относится и другая заметка о делах Московского Славянского благотворительного комитета: в статье расходов на помощь нуждающимся студентам среди прочих есть пометка "Учащимуся живописи-воспомоществование 15 рублей". В 1866 году в Московское училище поступил еще один ученик, Атанас (Афанасий) Петров, иногда называемый также Анастасием. Об этом ученике несколько раз упоминается в документах Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. По национальности он, несомненно, болгарин, о чем говорит его имя, так его называют во многих документах: "Ученик Училища болгарин Анастасий Петров окончил курс и выдержал выпускные экзамены в нынешнем 1875 году".
В другом случае, на запрос Московского Славянского благотворительного комитета училищное начальство сообщает: "На Ваш запрос об успехах в занятиях в Училище болгар Федорова (Пасхала Тодорова), Петрова и Иоаннова (Христо Цокева) можем сообщить, что они сейчас перешли в Натурный класс и учатся хорошо". Однако в юридическом положении Атанаса Петрова имеется существенная особенность. Если Доспевский и Цокев именуют себя "турецкий подданный, болгарин" или "турецкий подданный, из болгар", то Петров в своем прошении пишет просто "болгарин", не упоминая о подданстве. В удостоверении, выданном Петрову по окончании Московского Училища, значится, что вместе со званием "неклассного художника" он получил права "потомственного почетного гражданина".

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru