На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Утро стрелецкой
казни,
Василий Суриков,
1881



Портрет композитора
М.П.Мусоргского,
Илья Репин,
1881



Аленушка,
Виктор Васнецов,
1881


   
Блинова И.М. "К вопросу о развитии русско-славянских связей во второй половине XIX века"

Вопрос о том, насколько полно и последовательно развивалась "славянская тема" в творчестве мастеров русского демократического искусства середины и второй половины XIX века, нигде специально не ставился. Исследователи обычно говорят об этом лишь в связи с фактами биографии того или иного мастера (поездка Г.Г.Мясоедова на Балканы, пребывание В.Д.Поленова в Сербии и Болгарии, общественная деятельность И.Н.Крамского, И.Е.Репина в годы Освободительной войны 1877-1878 годов). Между тем, изучение этого вопроса немаловажно для характеристики общественно-политических взглядов деятелей передвижничества.

"Славянская тема" весьма широко представлена в творчестве членов Товарищества передвижных художественных выставок и художников близкого им круга. Любопытно уже перечисление имен мастеров, обращавшихся к этой тематике. Это - И.Н.Крамской, Г.Г.Мясоедов, М.П.Клодт, А.П.Боголюбов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, П.Д.Кузнецов, К.А.Савицкий, В.Д.Поленов, В.М.Васнецов. Если же отнести к "славянской теме" и портреты русских славистов, общественных деятелей Славянских комитетов, военачальников, принимавших участие в боевых действиях на Балканах, то этот перечень дополнится именами В.И.Сурикова, В.Г.Перова, В.Е.Маковского. Естественно, что к теме освобождения славян обращались в первую очередь те художники, которые принимали непосредственное участие в событиях в Сербии и Болгарии.
В 1876 году, когда на помощь восставшей Сербии направлялись отряды русских волонтеров-добровольцев, это движение вызвало широкий отклик. "... Какое здесь движение в пользу восставших славян, - писал П.М.Третьяков И.Н.Крамскому, - сбор денег повсеместный и довольно крупный... отряд за отрядом, отправляются врачи и походные лазареты... Россия ведет себя относительно славян уж вовсе не позорно! Как-то приятно принадлежать в настоящее время к Русскому народу". Среди тех, кто вступил в ряды русских добровольцев, было несколько художников, в том числе Василий Дмитриевич Поленов. Его путевые впечатления и зарисовки, названные "Дневник сербского добровольца", опубликованы в 1877-1878 годах М.О.Микешиным в "Пчеле". Они представляют собой интереснейший художественно-исторический памятник. Многие музейные собрания располагают также графическими и живописными работами художника, относящимися к периоду 1877-1878 годов, когда В.Д.Поленов в качестве художника-корреспондента был прикомандирован к Действующей армии и в ее составе проделал большую часть балканской экспедиции. Характерно, что в работах Поленова, даже тех, что созданы непосредственно на театре военных действий, преобладают не батальные сцены, а мотивы жанрового или пейзажного характера. Сам художник по этому поводу писал: "... Сюжеты мирные, то есть бивуаки, стоянки, передвижения, хотя и интересны, иногда очень живописны, но мало рисуют войну, сюжеты же человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотна… не выходит у меня того, что есть в действительности; там оно так ужасно и так просто".

Именно сцены относительно мирного характера особенно интересны у Поленова. Они не передают внешнюю сторону войны, в них нет ничего от парадных зарисовок официальных репортеров. Нет в них и того ужаса страданий, что запечатлены беспощадной кистью В.В.Верещагина. Балканские работы В.Д.Поленова просто, подчас бесхитростно рассказывают о природе и людях южнославянских стран. Большая серия пейзажей была создана художником в 1876 году в окрестностях Белграда. Ряд полотен прямо посвящен природе Балкан, тем "красным буковым лесам", которые так потрясли его воображение. Находясь довольно долго в Брестовце, небольшом подбалканском местечке, где была расквартирована штаб-квартира IV армии, художник неоднократно пишет природу прибалканских равнин, болгарское селение, затерянное среди нагорий. Именно Поленов, более чем кто-либо в эти годы, разрабатывал "славянскую тему", обращался к образам представителей тех народов, во имя освобождения которых проливали кровь лучшие люди России. Близким знакомством с жизнью сербского и болгарского народа навеяны темы рисунков: "Бегунцы из-под Зайгоры", "Болгарские отцы и дети", "За Дунаем", "Сербские конники у водопоя", а также многочисленные живописные этюды - "Болгарская хижина", "Внутренность болгарского дома", "Болгарское семейство" и другие. К сожалению, о пребывании на Балканах других русских художников-передвижников мы не располагаем сколько-нибудь подробными данными. Очень немногое известно о поездке Г.Г.Мясоедова в Сербию, незначительно и количество его произведений, связанных с этой страной.

В канун событий 1876 года в Сербии побывал К.Е.Маковский. По впечатлениям, связанным с этой поездкой, он написал большое полотно "Болгарские мученицы", возбудившее широкий общественный отклик. В.В.Стасов считал его едва ли не лучшей картиной этого живописца. В 1877 году А.П.Боголюбов, как и В.Д.Поленов, был прикомандирован к штабу командующего Восточным отрядом Дунайской армии. Сделанные им на Дунае рисунки были частично опубликованы в "Иллюстрированной хронике войны". Наибольшее количество работ художников на "славянские темы" относится скорее "к русскому театру действий", они изображают не столько батальные сцены или пейзажи тех мест, где происходили боевые операции, сколько показывают отношение русского общества к Освободительной войне. Подобные темы неоднократно привлекали В.М.Васнецова, создавшего в период 1877-1878 годов одно из выдающихся своих жанровых произведений - "Военная телеграмма". Им же выполнена серия рисунков "Ночью, на улицах Петербурга в день взятия Плевны".

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru