На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

   
 
  
   

Картины Василия
Поленова



Бабушкин сад,
1878


Мечты,
1894


Московский дворик

   
Элеонора Пастон. Творчество Василия Поленова

Зарисовки людей в первую поездку на Восток занимали Поленова гораздо меньше, чем пейзажи и архитектура. Художник обращал внимание лишь на характерность поз и жестов, манеру носить одежду, ее красочные сочетания – «Арабский мальчик. Каирский проводник» (1882), «Погонщик ослов в Каире» (1882). В восточных этюдах живописное мастерство художника обрело новые грани. Поленов работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой в русском искусстве силы звучания цвета. Одновременно в них читается глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой, которая позволяет натурному мотиву приобрести почти символическое звучание. Такова «Олива в Гефсиманском саду» (1882) - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли, таковы «Парфенон и Эрехтейон. Портик кариатид» (1882), в которых ощущается и специфически поленовское любование разрушающимся миром, уходящим или уже ушедшим в прошлое, и восхищение гармоничным и величественным миром античности.
Самостоятельная эстетическая ценность этюдов 1881-1882 годов была подчеркнута фактом их экспонирования единой коллекцией на 13-й выставке передвижников в 1885 году. Все работы цикла, прямо с выставки, были приобретены П.М.Третьяковым. Картина «Христос и грешница» была показана Поленовым на 15-й передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в идее добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», - ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.
«Христос и грешница» по своему значению для самого Поленова - центральное произведение в его творчестве. В нем художник предпринял попытку обновить академическую трактовку евангельских сюжетов достижениями реалистической живописи, заострением нравственной проблематики сюжета. Но в истории русской живописи в целом место картины относительно скромное, значительно скромнее, например, поленовских пейзажей и, может быть, даже этюдов к этой картине. Не случайно, в дальнейшей работе над циклом картин «Из жизни Христа», которую Поленов задумал писать после завершения «Христа и грешницы», особенно большую роль в интерпретации евангельских сюжетов играл пейзаж. В следующей за «Христом и грешницей» картине, вошедшей в цикл, - «На Тивериадском (Генисаретском) озере» (1888) представлен пейзаж с покойным, тихим озером, окаймленным цепью доходящих до горизонта гор и древними камнями по берегу ближнего плана. Вдоль него неслышно идет с посохом в руке глубоко задумавшийся путник. В этом пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, такая величественная умиротворенность, соотносящаяся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всей «бессобытийности» сюжета картины значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения.

В 1896 году написана картина «Среди учителей». Очевидно, уже в период работы над ней, в 1894-1895 годах, шла работа Поленова над рукописью Картина «Среди учителей», являющейся частью его литературного труда «Иисус из Галилеи» - «свод в одно целое евангельских текстов и других новозаветных сказаний о Христе», создававшегося параллельно с работой над циклом «Из жизни Христа». В этом тексте можно найти своеобразное толкование картины: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Все, слушающие Его, дивились разуму и ответам Его... Что должен был испытать этот 12-летний отрок, когда, подошедши к собравшимся вокруг мудрого старца фарисеям, он услыхал рассуждения о таких идеальных принципах жизни, как должны были возбудиться все те мысли, которые уже бродили в этой юной голове, как сильно было затронуто сердце. Он весь ушел в то, что он слышал, он не мог оторваться от этих людей, родители его ушли, он не заметил их отсутствия». Непосредственная работа над «Жизнью Христа» началась в 1899 году, когда Поленов совершил вторую поездку на Восток для сбора материала. Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды, и так же, как после первой поездки, они были показаны на передвижной выставке и произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Теперь роль этюдов в создании картин цикла более очевидна, чем при работе над холстом «Христос и грешница». События в картинах «Возвратился в Назарет», «Привели детей», «Крестились от него», «Исполнялся премудрости» и других происходят на фоне пейзажей, залитых ярким светом или освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего солнца. В них господствуют ясная лазурь неба, синева дальних гор, голубизна рек, яркая зелень деревьев. Иногда в пейзаже появляется архитектура, тоже идеально-прекрасная и величественная, или действие происходит в ярко освещенном солнцем дворике – «Исполнялся премудрости». Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармоничной природы - главная тема почти всех картин цикла.
Неспешную эволюцию с 1870-х годов претерпевает и собственно пейзажное творчество Поленова. В этот период возникает серия его деревенских пейзажей – «Северная деревня», «Солнечный день. Мельница. Олъшанка», «Горелый лес» (1881), «Избы. Село Бехово» (1892), в которых художнику удалось передать неторопливый и крепкий патриархальный уклад жизни людей, тесно связанных с природой.

продолжение...



   Извините художников за рекламу:
  » 


www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru