Элеонора Пастон. Творчество Василия Поленова
Зарисовки людей в первую поездку на Восток занимали Поленова гораздо меньше, чем пейзажи и архитектура. Художник обращал внимание лишь на характерность поз и жестов, манеру носить одежду, ее красочные сочетания – «Арабский мальчик. Каирский проводник» (1882), «Погонщик ослов в Каире» (1882).
В восточных этюдах живописное мастерство художника обрело новые грани. Поленов работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой в русском искусстве силы звучания цвета.
Одновременно в них читается глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой, которая позволяет натурному мотиву приобрести почти символическое звучание.
Такова «Олива в Гефсиманском саду» (1882) - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли, таковы «Парфенон и Эрехтейон. Портик кариатид» (1882), в которых ощущается и специфически поленовское любование разрушающимся миром, уходящим или уже ушедшим в прошлое, и восхищение гармоничным и величественным миром античности.
Самостоятельная эстетическая ценность этюдов 1881-1882 годов была подчеркнута фактом их экспонирования единой коллекцией на 13-й выставке передвижников в 1885 году. Все работы цикла, прямо с выставки, были приобретены П.М.Третьяковым.
Картина «Христос и грешница» была показана Поленовым на 15-й передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в идее добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», - ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями).
Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали.
«Христос и грешница» по своему значению для самого Поленова - центральное произведение в его творчестве. В нем художник предпринял попытку обновить академическую трактовку евангельских сюжетов достижениями реалистической живописи, заострением нравственной проблематики сюжета.
Но в истории русской живописи в целом место картины относительно скромное, значительно скромнее, например, поленовских пейзажей и, может быть, даже этюдов к этой картине. Не случайно, в дальнейшей работе над циклом картин «Из жизни Христа», которую Поленов задумал писать после завершения «Христа и грешницы», особенно большую роль в интерпретации евангельских сюжетов играл пейзаж.
В следующей за «Христом и грешницей» картине, вошедшей в цикл, - «На Тивериадском (Генисаретском) озере» (1888) представлен пейзаж с покойным, тихим озером, окаймленным цепью доходящих до горизонта гор и древними камнями по берегу ближнего плана. Вдоль него неслышно идет с посохом в руке глубоко задумавшийся путник.
В этом пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, такая величественная умиротворенность, соотносящаяся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всей «бессобытийности» сюжета картины значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения.
В 1896 году написана картина «Среди учителей». Очевидно, уже в период работы над ней, в 1894-1895 годах, шла работа Поленова над рукописью Картина «Среди учителей», являющейся частью его литературного труда «Иисус из Галилеи» - «свод в одно целое евангельских текстов и других новозаветных сказаний о Христе», создававшегося параллельно с работой над циклом «Из жизни Христа».
В этом тексте можно найти своеобразное толкование картины: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Все, слушающие Его, дивились разуму и ответам Его...
Что должен был испытать этот 12-летний отрок, когда, подошедши к собравшимся вокруг мудрого старца фарисеям, он услыхал рассуждения о таких идеальных принципах жизни, как должны были возбудиться все те мысли, которые уже бродили в этой юной голове, как сильно было затронуто сердце. Он весь ушел в то, что он слышал, он не мог оторваться от этих людей, родители его ушли, он не заметил их отсутствия».
Непосредственная работа над «Жизнью Христа» началась в 1899 году, когда Поленов совершил вторую поездку на Восток для сбора материала. Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды, и так же, как после первой поездки, они были показаны на передвижной выставке и произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов.
Теперь роль этюдов в создании картин цикла более очевидна, чем при работе над холстом «Христос и грешница». События в картинах «Возвратился в Назарет», «Привели детей», «Крестились от него», «Исполнялся премудрости» и других происходят на фоне пейзажей, залитых ярким светом или освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего солнца.
В них господствуют ясная лазурь неба, синева дальних гор, голубизна рек, яркая зелень деревьев. Иногда в пейзаже появляется архитектура, тоже идеально-прекрасная и величественная, или действие происходит в ярко освещенном солнцем дворике – «Исполнялся премудрости». Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармоничной природы - главная тема почти всех картин цикла.
Неспешную эволюцию с 1870-х годов претерпевает и собственно пейзажное творчество Поленова. В этот период возникает серия его деревенских пейзажей – «Северная деревня», «Солнечный день. Мельница. Олъшанка», «Горелый лес» (1881), «Избы. Село Бехово» (1892), в которых художнику удалось передать неторопливый и крепкий патриархальный уклад жизни людей, тесно связанных с природой.
продолжение...
|