Элеонора Пастон. Творчество Василия Поленова
Когда в 1875 году Третьяков приобретал картину «Право господина» (1874) пенсионера Академии художеств Поленова, написанную молодым художником в Париже, он вряд ли мог предположить, какое важное место займут его произведения в будущей Галерее. Предположить было действительно трудно, потому что даже И.Н.Крамской, рекомендовавший Третьякову картину Поленова, писал Павлу Михайловичу о художнике: «Это - барин, медленно просыпающийся, и, вероятно, из него выйдет что-нибудь, но когда? - не берусь предрешать».
А уже через пару лет Третьяков приобретет картину Поленова «Московский дворик» (1878), затем «Бабушкин сад» (1879) и неожиданно для художника, а может быть и самого Павла Михайловича, эти работы станут не только одними из самых популярных картин в его галерее, но обозначат новую крупную веху в истории русской пейзажной живописи. Вслед за «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» Третьяков приобретет и другие работы Поленова - 80 картин и 4 графических листа.
Кроме того, 12 произведений были в разное время подарены художником Галерее в знак дружеских чувств к ее основателю и как дань глубокого уважения делу создания национального общедоступного музея, которому Третьяков посвятил свою жизнь. Сегодня Государственной Третьяковской галерее принадлежит около 160 живописных и 250 графических произведений Поленова, которые позволяют проследить все этапы творчества этого крупнейшего ярко и разнообразно талантливого художника.
Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русской дворянской интеллигенции, восходящие еще ко второй половине XVIII века.
Отец будущего художника, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом, мать, Мария Алексеевна, - детской писательницей и художницей-любительницей.
С раннего детства мальчику прививалась глубокая любовь к искусству, литературе и к природе. До середины 1850-х семья выезжала на дачу в Царское Село, о котором художник всегда вспоминал «с особым чувством какой-то сказочной поэзии». К царскосельскому периоду относятся первые попытки мальчика изобразить все увиденное и поразившее воображение. Позже Поленовы лето проводили среди первозданной северной природы, в Имоченцах Олонецкого края, где на высоком берегу реки Оять Дмитрий Васильевич построил поместительный дом, окруженный усадебными службами.
С Имоченцами связаны первые пейзажи художника и работы уже зрелого периода – «Холмы» (1870), «Северная деревня» (1870-е), «Река Оятъ» (1877).
Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки вместе с братом и сестрами, одна из которых, Елена, впоследствии станет известной художницей, в Олыпанку Тамбовской губернии, имение бабушки Веры Николаевны Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова. Впечатления от Ольшанки, воспоминания о его обитателях, о природе тех мест позже отразятся в творчестве художника, органично впишутся в художественную ткань его произведений.
В петербургском доме Поленовых собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила интеллектуальная и художественная атмосфера, к которой рано приобщился мальчик. Помимо живописи в семье увлекались музыкой, пением, литературой и занимались различными видами искусства хотя и любительски, но достаточно серьезно. В этих увлечениях и художественных занятиях надо искать источник той широты художественных знаний и навыков, которые позволят Поленову впоследствии легко входить в разные области искусства, стать одним из первых художников-универсалистов.
В 1860-е годы юноша учился одновременно в Петербургском университете и в Академии художеств (впоследствии Поленов называл эти учебные заведения своей «духовной родиной»). В 1871 году он их заканчивает, блестяще защитив диссертацию в университете и получив в Академии художеств большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира» и вместе с ней право на пенсионерскую командировку.
В 1872-1876 годы Поленов побывал в Германии, Италии и Франции. Особенно плодотворными для него были годы, проведенные во Франции. Как «классный художник по исторической живописи», Поленов должен был в качестве отчета о пенсионерской командировке написать большое полотно или несколько картин на исторические сюжеты. В Риме и Париже он начинает работу над несколькими эскизами на различные исторические темы. Но среди массы задуманных и начатых работ осуществлены были только «Право господина» (1874) и «Арест гугенотки» (1875).
В марте 1874 года он писал конференц-секретарю Академии художеств П.Ф.Исееву о картине «Право господина»: «Сам я теперь работаю над картиной из средневекового германского быта. Путешествуя прошлый год по Германии, осматривал я старые феодальные замки.
Бродя по развалинам рыцарских «бургов», а потом, спустясь в долину, где крестьянское население осталось почти с теми же обычаями и в тех лее костюмах, мне, было, представились взаимные отношения баронов с вассалами, и я задумал написать картину, взяв за фабулу одно из феодальных прав барона, а именно - право, по которому всякая девушка перед вступлением ее в замужество принадлежала барону. Право это называлось «Jus primae noctis» [«Закон первой ночи»].
Барон вышел под вечер посмотреть на приведенных для выбора девушек, обвенчанных в этот день». Написанная в духе исторических полотен Поля Делароша и Карла Пилоти, картина Поленова уже в апреле этого года была принята на выставку в Салон, который ежегодно проводился в Париже. Это свидетельствовало о большом успехе - она попала в число 1800 произведений, отобранных из 7500, поступивших на конкурс.
продолжение...
|