На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

   
 
  
   

Картины Василия
Поленова



Бабушкин сад,
1878


Мечты,
1894


Московский дворик

   
Элеонора Пастон. Творчество Василия Поленова

Когда в 1875 году Третьяков приобретал картину «Право господина» (1874) пенсионера Академии художеств Поленова, написанную молодым художником в Париже, он вряд ли мог предположить, какое важное место займут его произведения в будущей Галерее. Предположить было действительно трудно, потому что даже И.Н.Крамской, рекомендовавший Третьякову картину Поленова, писал Павлу Михайловичу о художнике: «Это - барин, медленно просыпающийся, и, вероятно, из него выйдет что-нибудь, но когда? - не берусь предрешать». А уже через пару лет Третьяков приобретет картину Поленова «Московский дворик» (1878), затем «Бабушкин сад» (1879) и неожиданно для художника, а может быть и самого Павла Михайловича, эти работы станут не только одними из самых популярных картин в его галерее, но обозначат новую крупную веху в истории русской пейзажной живописи. Вслед за «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» Третьяков приобретет и другие работы Поленова - 80 картин и 4 графических листа. Кроме того, 12 произведений были в разное время подарены художником Галерее в знак дружеских чувств к ее основателю и как дань глубокого уважения делу создания национального общедоступного музея, которому Третьяков посвятил свою жизнь. Сегодня Государственной Третьяковской галерее принадлежит около 160 живописных и 250 графических произведений Поленова, которые позволяют проследить все этапы творчества этого крупнейшего ярко и разнообразно талантливого художника.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге в старинной дворянской семье, сохранявшей традиции русской дворянской интеллигенции, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец будущего художника, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом, мать, Мария Алексеевна, - детской писательницей и художницей-любительницей.

С раннего детства мальчику прививалась глубокая любовь к искусству, литературе и к природе. До середины 1850-х семья выезжала на дачу в Царское Село, о котором художник всегда вспоминал «с особым чувством какой-то сказочной поэзии». К царскосельскому периоду относятся первые попытки мальчика изобразить все увиденное и поразившее воображение. Позже Поленовы лето проводили среди первозданной северной природы, в Имоченцах Олонецкого края, где на высоком берегу реки Оять Дмитрий Васильевич построил поместительный дом, окруженный усадебными службами. С Имоченцами связаны первые пейзажи художника и работы уже зрелого периода – «Холмы» (1870), «Северная деревня» (1870-е), «Река Оятъ» (1877). Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки вместе с братом и сестрами, одна из которых, Елена, впоследствии станет известной художницей, в Олыпанку Тамбовской губернии, имение бабушки Веры Николаевны Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова. Впечатления от Ольшанки, воспоминания о его обитателях, о природе тех мест позже отразятся в творчестве художника, органично впишутся в художественную ткань его произведений.
В петербургском доме Поленовых собирались художники, профессора университета, музыканты, ученые, царила интеллектуальная и художественная атмосфера, к которой рано приобщился мальчик. Помимо живописи в семье увлекались музыкой, пением, литературой и занимались различными видами искусства хотя и любительски, но достаточно серьезно. В этих увлечениях и художественных занятиях надо искать источник той широты художественных знаний и навыков, которые позволят Поленову впоследствии легко входить в разные области искусства, стать одним из первых художников-универсалистов. В 1860-е годы юноша учился одновременно в Петербургском университете и в Академии художеств (впоследствии Поленов называл эти учебные заведения своей «духовной родиной»). В 1871 году он их заканчивает, блестяще защитив диссертацию в университете и получив в Академии художеств большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира» и вместе с ней право на пенсионерскую командировку. В 1872-1876 годы Поленов побывал в Германии, Италии и Франции. Особенно плодотворными для него были годы, проведенные во Франции. Как «классный художник по исторической живописи», Поленов должен был в качестве отчета о пенсионерской командировке написать большое полотно или несколько картин на исторические сюжеты. В Риме и Париже он начинает работу над несколькими эскизами на различные исторические темы. Но среди массы задуманных и начатых работ осуществлены были только «Право господина» (1874) и «Арест гугенотки» (1875).
В марте 1874 года он писал конференц-секретарю Академии художеств П.Ф.Исееву о картине «Право господина»: «Сам я теперь работаю над картиной из средневекового германского быта. Путешествуя прошлый год по Германии, осматривал я старые феодальные замки. Бродя по развалинам рыцарских «бургов», а потом, спустясь в долину, где крестьянское население осталось почти с теми же обычаями и в тех лее костюмах, мне, было, представились взаимные отношения баронов с вассалами, и я задумал написать картину, взяв за фабулу одно из феодальных прав барона, а именно - право, по которому всякая девушка перед вступлением ее в замужество принадлежала барону. Право это называлось «Jus primae noctis» [«Закон первой ночи»]. Барон вышел под вечер посмотреть на приведенных для выбора девушек, обвенчанных в этот день». Написанная в духе исторических полотен Поля Делароша и Карла Пилоти, картина Поленова уже в апреле этого года была принята на выставку в Салон, который ежегодно проводился в Париже. Это свидетельствовало о большом успехе - она попала в число 1800 произведений, отобранных из 7500, поступивших на конкурс.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru