Элеонора Пастон. Творчество Василия Поленова
В «Заросшем пруде» возвышенно-мечтательное настроение воплощено в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчеркнуто неподвижной задумчивой позой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в темной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую фигурку, служат ей надежным убежищем.
Лиризм пейзажного мотива проявлен более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, в их своеобразном диалоге.
Этими пейзажами Поленов впервые выступил на выставках Товарищества передвижников в 1878 и 1879 годах, и дебют принес ему широкую известность. «Поленов молодец», - писал Крамской, строгий и не предвзятый критик, Репину.
В пейзажах конца 1870-х годов в полной мере проявилось яркое своеобразие Поленова-художника, мастерски владеющего средствами пленэра, и тонкого романтика, умеющего одухотворить природу, заставить ее говорить с человеком. Те же качества Поленова-пейзажиста послужат основой творчества Поленова-декоратора в обновлении им русской театральной живописи.
Начало этому процессу было положено на домашней сцене Абрамцевского художественного кружка, основанного крупным промышленником и меценатом, человеком ярко и разносторонне одаренным, Саввой Ивановичем Мамонтовым. Поленов участвовал в домашних постановках кружка в качестве декоратора, актера, режиссера и композитора, что позволяло достигнуть стилистического единства спектакля.
Позже он примет активное участие в создании спектаклей Русской частной оперы, основанной С.И.Мамонтовым.
С конца 1870-х годов Поленов часто гостил в подмосковном имении Мамонтовых - Абрамцеве. Здесь он находит близкую ему своей скромной красотой природу - леса, перелески, овраги, небольшая извилистая речушка Боря. Абрамцевская усадьба и ее окрестности стали мотивами для десятков этюдов и законченных пейзажей художника. Среди них – «Пруд в Абрамцеве» (1883).
В этой картине можно ощутить ту же умиротворенность, ту же память о старом патриархальном быте, что и в его работах «Московский дворик», «Бабушкин сад». Но в ней, как и в других пейзажах этого периода, проявляются уже новые, интимно-лирические связи художника и природы, раскрывающиеся без «посредничества» персонажей картины.
Люди из поленовских картин постепенно исчезают, но сохраняется высокий духовный строй пейзажа, его эмоциональное звучание.
Среди многих художественных увлечений Поленова, связанных с деятельностью Абрамцевского кружка - театр, участие в проектировании и строительстве Абрамцевской церкви, в работе абрамцевских мастерских, не прекращалась его напряженная работа над крупными живописными произведениями.
В 1886 году на выставке передвижников предстала картина «Больная». Она была задумана в 1873 году под впечатлением знакомства в Риме с Елизаветой Богуславской, русской студенткой, тяжело заболевшей и умершей от туберкулеза легких. Лиза стала первой моделью для картины «Смерть девушки», осуществленной позже под названием «Больная».
Глубоко поразила художника и смерть в Риме юной Маруси Оболенской, которой Поленов увлекся во время пенсионерской поездки. Тогда же, в 1873 году, был выполнен первый эскиз к картине. Продолжал работать над полотном художник в 1881 году, после смерти горячо любимой сестры-близнеца Веры, и закончил в год смерти сына-первенца Федюшки.
Непосредственное чувство художника, пережившего боль потери близких людей, осознание неотвратимости смерти, беспомощность перед ней и недоумение перед ее бессмысленной, беспощадной неразборчивостью, уносящей совсем юные жизни, - все это нашло воплощение в его «Больной».
Редко в каком произведении Поленова так ясно выразилось мировоззрение художника, как в этой картине. В ней явственно ощущается трагическое приближение смерти: комнату обволакивает пепельная тьма, большие глаза на осунувшемся личике девочки-подростка наполнены мукой, едва различим скорбный силуэт женщины с безнадежно склонившейся головой.
Важнейший смысловой и эмоциональный элемент полотна, приковывающий внимание зрителя, - изумительный по красоте живописи натюрморт с лампой под зеленым абажуром. Лампа отбрасывает мягкий теплый свет, и его радужные золотистые отблески падают на край постели больной, играют желтовато-оливковыми бликами на стакане и графине с водой, насыщают цветом потрепанные и выгоревшие обложки книг и, наконец, соединяют все эти цвета в приглушенных тонах красно-коричневой скатерти.
По своему богатству и изысканности красочных сочетаний это один из самых красивых натюрмортов в русском искусстве второй половины XIX века. Благодаря своей цветовой разработке он становится своеобразным символом вечной красоты этого мира, ощущение которой художник не утрачивает даже перед лицом страдания и смерти.
Одновременно с картиной «Больная» продолжались напряженные размышления Поленова над большим полотном «Христос и грешница», замысел которого возник еще во время учебы в Академии художеств. Во время пенсионерской командировки он выполнил несколько эскизов, а в 1881 году началась непосредственная работа над картиной, полностью захватившая художника на последующие шесть лет.
Воспринимая Христа как реально существовавшего человека, Поленов считал необходимым «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».
Для правдивого воссоздания исторической обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью и деяниями Христа, Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехал по пути в Грецию. Он создал множество этюдов, изучал характер местности и этнографические типы, архитектурные сооружения в их соотношении с окружающей природой.
Среди них – «Нил у Фиванского хребта», «Первый нильский порог» (1881), «Источник девы Марии в Назарете», «Харам Эш-Шериф», «Храм Изиды на острове Филе» (1882). Художник мастерски передал состояние замкнутого глухими монументальными стенами города, озаряемого розовато-фиолетовыми отблесками предвечернего солнца – «Константинополь (Стамбул). Эскисарайский сад» (1882).
Тот же город, озаренный утренним светом, с горделиво возвышающимися в голубизне неба белоснежными массами архитектурных сооружений изображен в этюде «Константинополь (Стамбул). Золотой Рог» (1882).
продолжение...
|