На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

   
 
  
   

Картины Василия
Поленова



Бабушкин сад,
1878


Мечты,
1894


Московский дворик

   
Элеонора Пастон. Творчество Василия Поленова

Картина «Право господина» была близка к западной позднеакадемической исторической живописи с ее стремлением к документальной точности в воспроизведении деталей, интересом к романтическим сюжетам и театрализованностью в представлении сцен. Но уже в этом полотне проявилось колористическое чутье художника, показавшего себя знатоком архитектуры и даровитым пейзажистом в изображении замка с мощными средневековыми стенами, башенками и воротами, погруженными в световоздушную среду, в передаче красоты предвечернего солнечного света, как бы обволакивающего стены и фигуры людей.

Парижский период Поленова был отмечен особым интересом к искусству художников барбизонской школы, влияние которой ясно обнаруживается в ряде пейзажей 1870-х годов. Среди них выделяется созданная по памяти в Париже картина «Ливень» (1874), решенная в едином серебристо-сером колорите, подчеркивающем целостность пейзажного образа. В основу ее сюжета был положен написанный в 1867 году в Имоченцах этюд «Переправа через реку Оятъ. С мельницы» (Музей-заповедник В.Д.Поленова). «Ливень», заставляющий вспомнить пейзажистов барбизонской школы, был отмечен И.С.Тургеневым, с которым Поленов познакомился в Париже. Писатель заметно выделял Поленова среди других художников, живших в то время в Париже. Он привлек его в тесный круг своих друзей, ввел в салон Полины Виардо, где собирался цвет парижской интеллигенции. Особое внимание знаменитого писателя к пейзажному творчеству Поленова в то время, когда он, выпускник Академии художеств по классу исторической живописи, занимался пейзажами лишь «для себя», «для отдыха», помогло художнику утвердиться в том жанре, к которому у него была безусловная склонность. Очень скоро пейзаж станет для Поленова одним из основных жанров, в котором он сможет наиболее полно передать «свои мысли и свои чувства».

Пенсионерство Поленова в Париже совпало с первыми выступлениями импрессионистов, искусство которых вызывало в то время живейшие споры в художественных кругах. Живопись нового направления не произвела на него глубокого впечатления, хотя наблюдения над исканиями импрессионистов, возможно, явились дополнительным импульсом к освоению пленэрной живописи. По совету Боголюбова, вокруг которого в Париже сложилась группа русских художников, активно работающих на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали в Нормандию, к морю, в маленький городок Вёль. Поленов жил в одном доме с Репиным с июля по сентябрь 1874 года. Художники вместе ходили на этюды, и за полтора месяца Поленов написал здесь и в местечке Этрета массу превосходных пейзажей и этюдов. Среди них – «Белая лошадка. Нормандия» (Музей-заповедник В.Д. Поленова), «Старые ворота. Вёль» (ГРМ), несколько марин и, наконец, подаренную им позже в Третьяковскую галерею картину «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия». В этом пейзаже Поленова увлекла красота выразительного силуэта темно-коричневой с вишневым отливом лодки на фоне скалы, зеленовато-голубых волн и покрытого галькой берега, неторопливый труд разбирающих свои сети рыбаков, составляющих с лодкой единое целое, и явственно ощущаемый, обволакивающий все сырой морской воздух. Во Франции Поленов по-настоящему ощутил себя пейзажистом. В конце пенсионерской поездки, хлопоча о досрочном возвращении в Россию и подводя итоги заграничному житью, он написал родным: «Пользу, однако, она мне принесла во многих отношениях, а главное в том, что все, что до сих пор я делал, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte, и так далее и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».
Отдыхая летом 1876 года после заграничной командировки в Имоченцах, Поленов написал несколько портретов крестьянских ребятишек и «Портрет сказителя былин Никиты Богданова». Психологически точно разработанный образ «человека из народа» по своему внутреннему строю родствен крестьянским типам Крамского. Той же психологической точностью отмечен и написанный несколькими годами позже «Портрет художника И.Е. Репина» (1879). В сентябре 1876 года в составе русской добровольческой армии художник отправился на фронт, чтобы участвовать в начавшейся борьбе сербов за освобождение от турецкого ига. Военные впечатления были отражены им в сценах из бивуачной жизни, в зарисовках этнографических типов и архитектуры. Изображений боевых действий он избегал и позже, когда в качестве фронтового художника участвовал в русско-турецкой войне (1877 - весна 1878). В марте 1877 года Поленов переселился в Москву. Старые улицы, памятники национальной архитектуры, патриархальный уклад жизни, казавшийся особенно самобытным по сравнению с чиновным Петербургом, поразили воображение художника. В Москве он начал работать над задуманной еще в Петербурге картиной «Пострижение негодной царевны». Замысел этот не был осуществлен, но в связи с ним Поленов написал несколько этюдов кремлевских соборов и теремов, в которых сказалось и мастерство художника в пленэрной живописи, и его интерес к передаче архитектурных образов, который ощущался уже в «Праве господина».

В архитектурных этюдах – «Успенский собор. Южные ворота», «Теремной дворец», «Верхнее золотое крыльцо», в изображениях интерьеров – «Выход из покоев на золотое крыльцо», «Золотая царицына палата. Окно» - Поленов воспроизвел древнерусскую архитектуру со всей археологической точностью. Но эта точность не помешала художнику передать чувство восторженного изумления перед открывшейся ему красотой московского зодчества. На фоне ярко-голубого неба соборы и терема, залитые солнцем, усиливающим мажорное звучание их цветового строя, «живут» в световоздушной среде.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru