Элеонора Пастон. Творчество Василия Поленова
Картина «Право господина» была близка к западной позднеакадемической исторической живописи с ее стремлением к документальной точности в воспроизведении деталей, интересом к романтическим сюжетам и театрализованностью в представлении сцен.
Но уже в этом полотне проявилось колористическое чутье художника, показавшего себя знатоком архитектуры и даровитым пейзажистом в изображении замка с мощными средневековыми стенами, башенками и воротами, погруженными в световоздушную среду, в передаче красоты предвечернего солнечного света, как бы обволакивающего стены и фигуры людей.
Парижский период Поленова был отмечен особым интересом к искусству художников барбизонской школы, влияние которой ясно обнаруживается в ряде пейзажей 1870-х годов. Среди них выделяется созданная по памяти в Париже картина «Ливень» (1874), решенная в едином серебристо-сером колорите, подчеркивающем целостность пейзажного образа. В основу ее сюжета был положен написанный в 1867 году в Имоченцах этюд «Переправа через реку Оятъ. С мельницы» (Музей-заповедник В.Д.Поленова).
«Ливень», заставляющий вспомнить пейзажистов барбизонской школы, был отмечен И.С.Тургеневым, с которым Поленов познакомился в Париже. Писатель заметно выделял Поленова среди других художников, живших в то время в Париже. Он привлек его в тесный круг своих друзей, ввел в салон Полины Виардо, где собирался цвет парижской интеллигенции.
Особое внимание знаменитого писателя к пейзажному творчеству Поленова в то время, когда он, выпускник Академии художеств по классу исторической живописи, занимался пейзажами лишь «для себя», «для отдыха», помогло художнику утвердиться в том жанре, к которому у него была безусловная склонность. Очень скоро пейзаж станет для Поленова одним из основных жанров, в котором он сможет наиболее полно передать «свои мысли и свои чувства».
Пенсионерство Поленова в Париже совпало с первыми выступлениями импрессионистов, искусство которых вызывало в то время живейшие споры в художественных кругах. Живопись нового направления не произвела на него глубокого впечатления, хотя наблюдения над исканиями импрессионистов, возможно, явились дополнительным импульсом к освоению пленэрной живописи. По совету Боголюбова, вокруг которого в Париже сложилась группа русских художников, активно работающих на пленэре, Репин, а затем Поленов выехали в Нормандию, к морю, в маленький городок Вёль.
Поленов жил в одном доме с Репиным с июля по сентябрь 1874 года. Художники вместе ходили на этюды, и за полтора месяца Поленов написал здесь и в местечке Этрета массу превосходных пейзажей и этюдов. Среди них – «Белая лошадка. Нормандия» (Музей-заповедник В.Д. Поленова), «Старые ворота. Вёль» (ГРМ), несколько марин и, наконец, подаренную им позже в Третьяковскую галерею картину «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».
В этом пейзаже Поленова увлекла красота выразительного силуэта темно-коричневой с вишневым отливом лодки на фоне скалы, зеленовато-голубых волн и покрытого галькой берега, неторопливый труд разбирающих свои сети рыбаков, составляющих с лодкой единое целое, и явственно ощущаемый, обволакивающий все сырой морской воздух.
Во Франции Поленов по-настоящему ощутил себя пейзажистом. В конце пенсионерской поездки, хлопоча о досрочном возвращении в Россию и подводя итоги заграничному житью, он написал родным: «Пользу, однако, она мне принесла во многих отношениях, а главное в том, что все, что до сих пор я делал, все это надо бросить и начать снова-здорово.
Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte, и так далее и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь».
Отдыхая летом 1876 года после заграничной командировки в Имоченцах, Поленов написал несколько портретов крестьянских ребятишек и «Портрет сказителя былин Никиты Богданова». Психологически точно разработанный образ «человека из народа» по своему внутреннему строю родствен крестьянским типам Крамского. Той же психологической точностью отмечен и написанный несколькими годами позже «Портрет художника И.Е. Репина» (1879).
В сентябре 1876 года в составе русской добровольческой армии художник отправился на фронт, чтобы участвовать в начавшейся борьбе сербов за освобождение от турецкого ига. Военные впечатления были отражены им в сценах из бивуачной жизни, в зарисовках этнографических типов и архитектуры. Изображений боевых действий он избегал и позже, когда в качестве фронтового художника участвовал в русско-турецкой войне (1877 - весна 1878).
В марте 1877 года Поленов переселился в Москву. Старые улицы, памятники национальной архитектуры, патриархальный уклад жизни, казавшийся особенно самобытным по сравнению с чиновным Петербургом, поразили воображение художника. В Москве он начал работать над задуманной еще в Петербурге картиной «Пострижение негодной царевны».
Замысел этот не был осуществлен, но в связи с ним Поленов написал несколько этюдов кремлевских соборов и теремов, в которых сказалось и мастерство художника в пленэрной живописи, и его интерес к передаче архитектурных образов, который ощущался уже в «Праве господина».
В архитектурных этюдах – «Успенский собор. Южные ворота», «Теремной дворец», «Верхнее золотое крыльцо», в изображениях интерьеров – «Выход из покоев на золотое крыльцо», «Золотая царицына палата. Окно» - Поленов воспроизвел древнерусскую архитектуру со всей археологической точностью. Но эта точность не помешала художнику передать чувство восторженного изумления перед открывшейся ему красотой московского зодчества. На фоне ярко-голубого неба соборы и терема, залитые солнцем, усиливающим мажорное звучание их цветового строя, «живут» в световоздушной среде.
продолжение...
|