На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Картины
Андрея Рябушкина



Снятие с креста
(Голгофа),
1890



Едут!


Московская улица
XVII века в
праздничный день,
1895

   
Николай Машковцев. Творчество Андрея Рябушкина

Из-за спины парня смотрят глаза другой девицы, но выражение ее лица трудно понять, так как плечо парня ее наполовину скрывает. Все другие изображены со спины; парень смотрит на одну из девушек, ради которой и совершил он это бесчинство. На втором плане несколько мужских фигур и справа - беззубая и горбоносая старуха, осуждающая происшествие и заранее охающая, предвидя неминуемую беду. В неподвижных фигурах деревенских девушек, в их узорчатых сарафанах, платочках и гладких рукавах кофт выражены чинность, стойкий уклад, нарушенный неожиданным, неположенным вторжением молодого парня. В этой картине почти нет движения, но есть та перекличка взглядов, которая заменяет движение, потому что выражает внутреннюю жизнь людей. Нечего и говорить о том, до какой степени правдива и верна эта картина в смысле изображения деревенской жизни конца XIX - начала XX века. Но, конечно, центральной, наиболее глубокой и даже неожиданно глубокой картиной Рябушкина из деревенской жизни является знаменитое «Чаепитие», написанное художником в 1903 году (Москва, частное собрание). Эта картина, совсем небольшая по своему размеру, производит впечатление поистине неотразимое, так глубоко продумал художник характер каждого изображенного лица и их взаимоотношения. С необычайным остроумием использовал он приемы, сложившиеся в его композиционной и колористической практике. Можно сказать, что эта картина является синтезом того, что представляет собой стиль Рябушкина.

Фронтальное построение композиции можно наблюдать в очень ранних работах художника. Но в «Чаепитии» этот прием доведен до высокого совершенства. Весь первый план занимает стол, накрытый белой скатертью, за которым совершается священнодействие чаепития. Все изображенные люди глубоко серьезны, с важностью и достоинством предаются они этому почти ритуальному занятию. Так же, как в картинах художника XVIII века Шибанова, здесь можно без труда установить родственные связи между хозяевами и социальное положение прочих персонажей. Старик с седой бородой, зябкий и тепло одетый, уже чувствует себя наполовину отрешенным от жизни. Центральное место в семье занимают младший сын и его жена. Они настоящие хозяева. С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата, и недаром вслушиваются в их разговор слуги. Замечательно написано лицо молодой женщины - жены младшего сына, угрюмой, властной. Недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство - эта особенность ее лица резко выделяется по сравнению со старым отцом, которому возраст, а может быть, и обстоятельства жизни в семье сообщили мягкость, может быть, даже уступчивость. За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура, вероятно, приказчика, так же, как и молодые хозяева, одетого в жилет. Он чувствует себя находящимся между двух огней - стариком, который, вероятно, помог ему выбиться в люди, и молодой, которой надо угождать. Он держит в руке бутылку с вином. Сцена изображает состоятельную крестьянскую семью где-нибудь в окрестностях большого города, семью кулацкую, живущую в довольстве, с полной возможностью ублажать самих себя, семью, около которой суетятся слуги, находящуюся на дальнейшем подъеме своего благосостояния, в которой есть энергичные добытчики. Может быть, только Сергею Коровину в его картине «На миру» удалось с такой же силой изобразить молодую деревенскую буржуазию, класс кулаков, безжалостный, беспощадный, эгоистический, готовый подмять под себя любого, кто стоит поперек его дороги. В этой картине Рябушкин дал незабываемый образ деревенской России предреволюционных лет. Именно с этими типами позднее или, может быть, в то же время мы встречаемся и в литературных произведениях и, как сказано выше, в изобразительном искусстве. Недаром картина Рябушкина имеет нечто монументальное в построении своей композиции. Это действительно памятник прошлому, живым современником которого был художник.

Как и Максимов, которого можно считать непосредственным предшественником Рябушкина в области деревенской тематики, Рябушкин стремился жить в деревне. В 1901 году он переселился в собственный домик в усадьбе своего друга Беляева. Можно предположить, что он думал всецело заняться деревенскими темами и вжиться в деревенскую жизнь так же глубоко, как сделал это в свое время Максимов. «Чаепитие» наглядно свидетельствует о том, как чутко воспринял он перерождение деревни, которое происходило на его глазах. В те же годы художник ощутил первые признаки болезни, которая свела его в могилу в 1904 году. Развитию болезни способствовал беспорядочный образ жизни, которую можно было бы назвать богемной, если бы это слово хоть в какой-то степени отвечало внутреннему облику Рябушкина. Даже в самые тяжелые минуты жизни он не утрачивал душевной теплоты и внимательности, почти женской нежности к окружающим. Что-то бесконечно трогательное было в его хрупкой и стройной фигуре, в его лице, в его движениях и в том, как вел он себя в кругу людей.

Долгое время Рябушкина ценили как иллюстратора по преимуществу. Он щедро одарял ближайших друзей своими картинами, и лишь сравнительно недавно они стали достоянием музеев. Да и до сих пор еще в очень многих частных коллекциях есть почти никому не известные его рисунки, этюды и даже картины. Все это мешает правильной оценке творчества художника и определению того места, которое ему принадлежит в истории русской живописи. Но даже и по тому, что в настоящее время известно и более или менее изучено, с уверенностью можно сказать, что Рябушкин - художник замечательный, что ему было дано с новой, своеобразной точки зрения проникнуть в глубину русской истории, понять художественные ценности, созданные нашим народом, русский костюм, русскую архитектуру и древнюю живопись. А самое главное - понять красоту русского национального типа.
Улыбка редко освещает творения Рябушкина. Возможно, что это было связано с постоянным чувством близкого конца. Жизнь скорее угнетала его, чем радовала. И, несмотря на все это, Рябушкин сохранил до конца глубокую любовь к народу, и в его искусстве плодотворно ожили традиции древнего нашего искусства, а в картинах чисто бытовых он почувствовал кризис старого и наступление новых времен.

в начало...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru