Николай Машковцев. Творчество Андрея Рябушкина
Из-за спины парня смотрят глаза другой девицы, но выражение ее лица трудно понять, так как плечо парня ее наполовину скрывает.
Все другие изображены со спины; парень смотрит на одну из девушек, ради которой и совершил он это бесчинство. На втором плане несколько мужских фигур и справа - беззубая и горбоносая старуха, осуждающая происшествие и заранее охающая, предвидя неминуемую беду. В неподвижных фигурах деревенских девушек, в их узорчатых сарафанах, платочках и гладких рукавах кофт выражены чинность, стойкий уклад, нарушенный неожиданным, неположенным вторжением молодого парня.
В этой картине почти нет движения, но есть та перекличка взглядов, которая заменяет движение, потому что выражает внутреннюю жизнь людей. Нечего и говорить о том, до какой степени правдива и верна эта картина в смысле изображения деревенской жизни конца XIX - начала XX века.
Но, конечно, центральной, наиболее глубокой и даже неожиданно глубокой картиной Рябушкина из деревенской жизни является знаменитое «Чаепитие», написанное художником в 1903 году (Москва, частное собрание). Эта картина, совсем небольшая по своему размеру, производит впечатление поистине неотразимое, так глубоко продумал художник характер каждого изображенного лица и их взаимоотношения. С необычайным остроумием использовал он приемы, сложившиеся в его композиционной и колористической практике. Можно сказать, что эта картина является синтезом того, что представляет собой стиль Рябушкина.
Фронтальное построение композиции можно наблюдать в очень ранних работах художника. Но в «Чаепитии» этот прием доведен до высокого совершенства. Весь первый план занимает стол, накрытый белой скатертью, за которым совершается священнодействие чаепития. Все изображенные люди глубоко серьезны, с важностью и достоинством предаются они этому почти ритуальному занятию. Так же, как в картинах художника XVIII века Шибанова, здесь можно без труда установить родственные связи между хозяевами и социальное положение прочих персонажей.
Старик с седой бородой, зябкий и тепло одетый, уже чувствует себя наполовину отрешенным от жизни. Центральное место в семье занимают младший сын и его жена. Они настоящие хозяева. С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата, и недаром вслушиваются в их разговор слуги. Замечательно написано лицо молодой женщины - жены младшего сына, угрюмой, властной.
Недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство - эта особенность ее лица резко выделяется по сравнению со старым отцом, которому возраст, а может быть, и обстоятельства жизни в семье сообщили мягкость, может быть, даже уступчивость. За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура, вероятно, приказчика, так же, как и молодые хозяева, одетого в жилет. Он чувствует себя находящимся между двух огней - стариком, который, вероятно, помог ему выбиться в люди, и молодой, которой надо угождать.
Он держит в руке бутылку с вином. Сцена изображает состоятельную крестьянскую семью где-нибудь в окрестностях большого города, семью кулацкую, живущую в довольстве, с полной возможностью ублажать самих себя, семью, около которой суетятся слуги, находящуюся на дальнейшем подъеме своего благосостояния, в которой есть энергичные добытчики. Может быть, только Сергею Коровину в его картине «На миру» удалось с такой же силой изобразить молодую деревенскую буржуазию, класс кулаков, безжалостный, беспощадный, эгоистический, готовый подмять под себя любого, кто стоит поперек его дороги.
В этой картине Рябушкин дал незабываемый образ деревенской России предреволюционных лет. Именно с этими типами позднее или, может быть, в то же время мы встречаемся и в литературных произведениях и, как сказано выше, в изобразительном искусстве. Недаром картина Рябушкина имеет нечто монументальное в построении своей композиции. Это действительно памятник прошлому, живым современником которого был художник.
Как и Максимов, которого можно считать непосредственным предшественником Рябушкина в области деревенской тематики, Рябушкин стремился жить в деревне. В 1901 году он переселился в собственный домик в усадьбе своего друга Беляева. Можно предположить, что он думал всецело заняться деревенскими темами и вжиться в деревенскую жизнь так же глубоко, как сделал это в свое время Максимов. «Чаепитие» наглядно свидетельствует о том, как чутко воспринял он перерождение деревни, которое происходило на его глазах.
В те же годы художник ощутил первые признаки болезни, которая свела его в могилу в 1904 году. Развитию болезни способствовал беспорядочный образ жизни, которую можно было бы назвать богемной, если бы это слово хоть в какой-то степени отвечало внутреннему облику Рябушкина. Даже в самые тяжелые минуты жизни он не утрачивал душевной теплоты и внимательности, почти женской нежности к окружающим. Что-то бесконечно трогательное было в его хрупкой и стройной фигуре, в его лице, в его движениях и в том, как вел он себя в кругу людей.
Долгое время Рябушкина ценили как иллюстратора по преимуществу. Он щедро одарял ближайших друзей своими картинами, и лишь сравнительно недавно они стали достоянием музеев. Да и до сих пор еще в очень многих частных коллекциях есть почти никому не известные его рисунки, этюды и даже картины. Все это мешает правильной оценке творчества художника и определению того места, которое ему принадлежит в истории русской живописи.
Но даже и по тому, что в настоящее время известно и более или менее изучено, с уверенностью можно сказать, что Рябушкин - художник замечательный, что ему было дано с новой, своеобразной точки зрения проникнуть в глубину русской истории, понять художественные ценности, созданные нашим народом, русский костюм, русскую архитектуру и древнюю живопись. А самое главное - понять красоту русского национального типа.
Улыбка редко освещает творения Рябушкина. Возможно, что это было связано с постоянным чувством близкого конца. Жизнь скорее угнетала его, чем радовала. И, несмотря на все это, Рябушкин сохранил до конца глубокую любовь к народу, и в его искусстве плодотворно ожили традиции древнего нашего искусства, а в картинах чисто бытовых он почувствовал кризис старого и наступление новых времен.
в начало...
|